русская литература в 19 веке
Автор ПРИНЦЕССКА задал вопрос в разделе Образование
литература 19 века и получил лучший ответ
Ответ от Максим Кораблёв[гуру]
Русская литература первой половины XIX в. - одно из
наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На
рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким
штилем" постепенно вытеснялся новым литературным течением
- сентиментализмом. Основоположником этого направления в
русской словесности был Н. М. Карамзин. Его произведения,
открывая современникам мир человеческих чувств,
пользовались огромным успехом. Творчество Н. М. Карамзина
сыграло большую роль в развитии русского литературного
языка. Именно Н. М. Карамзин, по выражению В. Г. Белинского,
преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской
конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой,
естественной, разговорной русской речи".
Отечественная война 1812 г. , порожденный ею подъем
национального самосознания вызвал к жизни такое
литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее
выдающихся представителей в русской литературе стал
В. А. Жуковский. В своих произведениях В. А. Жуковский часто
обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством,
перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая
деятельность В. А. Жуковского знакомила русское общество с
шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера,
Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др. Высоким гражданским
пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов -
декабристов К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера.
Русская литература первой половины XIX в. необычайно
богата яркими именами. Величайшим проявлением народного
гения стала поэзия и проза А. С. Пушкина. "...через эпоху
Державина, а потом Жуковского, - писал один из выдающихся
представителей отечественной философской мысли
В. В. Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором русское
творчество стало на собственный путь - не чуждаясь
Запада... но уже связав себя в свободе и вдохновении с
самыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 30-е
годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего
современника А. С. Пушкина - М. Ю. Лермонтова. Воплотив в
своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную
скорбь по поводу гибели А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтов вскоре
разделил его трагическую судьбу. С творчеством А. С. Пушкина
и М. Ю. Лермонтова связано утверждение реалистического
направления в русской литературе.
Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях
Н. В. Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на
дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное
влияние Н. В. Гоголя испытали начавшие свою литературную
деятельность в 40-е годы XIX в. Ф. М. Достоевский,
М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев,
И. А. Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и
мировой культуры. Крупным событием литературной жизни
конца 30 - начала 40-х годов стала короткая творческая
деятельность А. В. Кольцова, поэзия которого восходила к
народной песне. Глубоким чувством Родины была насыщена
философско-романтическая лирика выдающегося
поэта-мыслителя Ф. И. Тютчева. Шедеврами русского
национального гения стали элегии Е. А. Баратынского.
Источник:
В литературе XIX века два главных направления — романтизм и реализм. Романтическая эпоха начинается в девяностые годы восемнадцатого столетия и охватывает всю первую половину века. Однако основные элементы романтической культуры полностью определились и раскрыли возможности потенциального развития к 1830 году. Романтизм — это искусство, рожденное кратким историческим мигом неопределенности, кризиса, сопровождавшего переход от феодальной системы к системе капиталистической; когда к 1830 году очертания капиталистического общества определились, на смену романтизму приходит искусство реализма. Литература реализма на первых порах была литературой одиночек, да и сам термин "реализм" возник лишь в пятидесятых годах XIX века. В массовом общественном сознании современным искусством продолжал оставаться романтизм, на деле уже исчерпавший свои возможности, поэтому в литературе после 1830 года романтизм и реализм сложно взаимодействуют, в разных национальных литературах порождая бесконечное разнообразие явлений, не поддающихся однозначной классификации. В сущности, романтизм не умирает на протяжении всего девятнадцатого столетия: прямая линия ведет от романтиков начала века через поздний романтизм к символизму, декадансу и неоромантизму конца века. Последовательно рассмотрим обе литературно-художественные системы ХIX века на примерах их наиболее ярких авторов и произведений.
ХIX век — век сложения мировой литературы, когда убыстряются и интенсифицируются контакты между отдельными национальными литературами. Так, русская литература XIX века питала горячий интерес к произведениям Байрона и Гете, Гейне и Гюго, Бальзака и Диккенса. Многие их образы и мотивы прямо отзываются в русской литературной классике, поэтому выбор произведений для рассмотрения проблем зарубежной литературы XIX века продиктован здесь, во-первых, невозможностью в рамках краткого курса дать должное освещение различных ситуаций в разных национальных литературах и, во-вторых, степенью популярности и значимости отдельных авторов для России.