роспись по эмали



Автор Марина задал вопрос в разделе Города и Страны

Когда и где появилась роспись по эмали? и получил лучший ответ

Ответ от Ўрий Чернов[гуру]
XVII век считают временем расцвета эмали. В этот период ею украшались множество бытовых вещей — черенки ножей, вилок, ручек, чернильницы, футляры и др. Эмаль становится неотъемлемой частью убранства предметов церковного обихода и светских вещей. Ею декорируются серьги, кольца, панагии, часы, табакерки.
Интенсивный подъем в русском декоративно-прикладном искусстве наблюдался во второй половине XVII столетия. Во всех его видах — резьбе по камню, росписи по дереву, шитье, изразцах — заметно стремление к яркой полихромии, пышной декоративной узорчатости. Убранство интерьеров и фасадов зданий, утварь, одежда и украшения отличались локальными, насыщенными, яркими и звучными красками. Во всем чувствовалась роскошь, перенасыщенность орнаментацией, камнями.
В середине XVII века начали использовать новый технический прием в ювелирном искусстве — росписная эмаль. Уже в XVI столетии он распространился в г. Лиможе во Франции, хотя изделия, украшенные эмалью, имели в это время достаточно скупую красочную гамму. Лишь в начале XVII века французский ювелир Жан Тутен изобрел огнеупорные краски, которые свели сложную технику росписи по эмали к обычной живописи кистью по эмалированной поверхности.
Роспись эмалевыми красками имела значение не только в развитии искусства эмали, но и всего древнерусского ювелирного дела, поскольку появился более легкий- и быстрый способ в украшении изделий не только орнаментами, но и сюжетными изображениями. Богатая цветовая палитра с яркими, никогда не тускнеющими и вечно стойкими красками, блестящая гладкая поверхность эмали начала широко применяться при украшении женского убора: ожерелий, диадем, заколок, а также государственных регалий, орденов, посуды и богослужебных предметов.
В 40-е годы XVII столетия технику росписной эмали стали использовать почти одновременно мастера Москвы и Сольвычегодска. Параллельно с росписью по эмали на русском Севере в XVII веке появилась техника наложения эмали по литью. Одну из групп серебряных нательных крестов XVII—XVIII веков из собрания музея им. Андрея Рублева можно отнести к работе мастеров Великого Устюга.
В нее входят кресты разнообразных форм: «процветшие» , с лучами, отходящими от средокрестия, с фигурным завершением ветвей, с выступающими усеченными пирамидками на концах. На северное великоустюжское происхождение данных крестов прежде всего указывает расцветка и способ наложения эмали — белый эмалевый фон покрывается черными и желтыми точками, а рисунок, как правило, Голгофский крест, изображается прозрачной голубой или зеленой эмалью.
Источник: Франция.

Ответ от Москвич(ка)[гуру]
ФИНИФТЬ, или художественная роспись по эмали, появилась в России во времена Петра I. В середине XVIII века в Ростове Великом была создана первая финифтяная мастерская.
Рассказывают, что Пётр I учредил специальную награду — собственный портрет, писанный на эмали и усыпанный драгоценными камнями. Награда вручалась за особые заслуги перед Отечеством лично государем.
Финифтью назывались все виды эмали в Древней Греции и затем в Византии, откуда искусство эмали в Х веке пришло в Россию.
"Финифть", в переводе с греческого, означает "блестящий камень"; в современном языке так называют искусство росписи по эмали. На самом деле, эмаль по свойствам не намного уступает камню: ей не страшны удары, температурные перепады, воздействие воды. Секрет изготовления эмали пришел к нам из Византии во времена расцвета Киевской Руси. Центром финифтяного дела стал Ростов Великий, где до наших дней существует училище, выпускающее художников-эмальеров. Веками искусство финифти развивалось и совершенствовалось. Сохранились документы, указывающие, что в XVII столетии уже существовали Кремлевские мастерские и Палата сканного и финифтяного дела. Первоначально в технике финифти создавались иконы, позже -ювелирные украшения.
Крупными эмальерными центрами в Вологодской губернии были города Великий Устюг и Сольвычегодск. Мастеров этих городов неоднократно вызывали в Москву для "поднятия финифтяного дела".
Отличительной чертой искусства великоустюгских мастеров является умение так заливать фон эмалью, что сквозь нее заметны были лишь золоченые контуры сканого рисунка.
Начиная с 60-х годов XVIII века в Великом Устюге получила широкое распространение своеобразная техника цветной и белой эмали на медной основе с серебряными и золочеными накладками, которые вплавлялись в последние эмалевые слои. Эти эмалевые изделия стали носить название "устюжских". "Устюжскими" эмалями особенно прославилась фабрика Поповых, открытая в Великом Устюге в 1762 году. В последней четверти XVIII века сольвычегодские эмальеры начали применять роспись по эмали. В древних описях и документах такие эмали получили название "усольских", так как город Сольвычегодск назывался также Усольском. "Усольские" росписи выдвинули сольвычегодских мастеров на первое место в русском финифтяном деле, они нашли широкое применение в быту царского и патриаршего двора. Роспись "усолья" можно безошибочно определить с первого взгляда. Орнаменты выполнялись методом тонкой цветной штриховки. Фон эмалей, как правило, оставался белоснежным. Узор состоял из сочных, перевитых стеблей с фантастическими цветами, похожими на тюльпаны, подсолнухи, кувшинки, маки. Растительный рисунок настолько динамичен, что возникает ощущение движения стеблей, листьев, трав, ощущение раскрывающихся бутонов. В орнамент органично вписаны изображения птиц, зверей. Художники разрабатывали многофигурные композиции на темы притч, аллегорические изображения, знаки Зодиака, времена года. Усольские мастера применяли сканые жгутики для обрамления отдельных эмалевых клейм. Еще одной характерной особенностью эмалей Сольвычегодска является богатейшая цветовая гамма сиреневых, розовых, лиловых, дымчатых, желтых, красных, голубых, коричневых тонов.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Когда и где появилась роспись по эмали?
Финифть на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Финифть
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*