Белая гвардия булгакова
Автор Alik Aliev задал вопрос в разделе Образование
сочинение по роману булгакова "белая гвардия" и получил лучший ответ
Ответ от Анара[гуру]
Сын профессора Киевской академии, впитавший луч¬шие традиции русской культуры и духовности, М. А. Бул¬гаков окончил медицинский факультет в Киеве, с 1916 года работал земским врачом в селе Никольское Смоленской гу¬бернии, а потом в Вязьме, где и застала его революция. Отсюда в 1918 году Булгаков через Москву перебрался, на¬конец, в родной Киев, и там ему и его близким довелось пережить сложную полосу гражданской войны, описанную затем в романе «Белая гвардия» , пьесах «Дни Турбиных» , «Бег» и многочисленных рассказах.
В романе «Белая гвардия» много автобиографического, но это не только описание своего жизненного опыта в годы революции и гражданской войны, но и проникновение в проблему «Человек и эпоха» ; это и исследование художни¬ка, видящего неразрывную связь русской истории с фило¬софией. Это книга о судьбах классической культуры в гроз¬ную эпоху лома вековых традиций. Проблематика романа чрезвычайно близка Булгакову, «Белую гвардию» он лю¬бил более других своих произведений.
Эпиграфом из «Капитанской дочки» Пушкина Булга¬ков подчеркнул, что речь идет о людях, которых настиг буран революции, но которые смогли найти верную дорогу, сохранить мужество и трезвый взгляд на мир и свое место в нем. Второй эпиграф носит библейский характер. И этим Булгаков вводит нас в зону вечного времени, не внося в роман никаких исторических сопоставлений.
Развивает мотив эпиграфов эпический зачин романа: «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала революции второй. Был он обилен летом солн¬цем, а зимой снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская Венера и красный дрожащий Марс» . Стиль зачина почти библейский. Ассоциации зас¬тавляют вспомнить о вечной Книге бытия, что само по себе
своеобразно материализует вечное, как и образ звезд на не¬бесах. Конкретное время истории как бы впаяно в вечное время бытия, обрамлено им. Противостояние звезд, при¬родный ряд образов, имеющих отношение к вечному, вмес¬те с тем символизирует коллизию времени исторического. В открывающем произведение зачине, величавом, трагичес¬ком и поэтическом, заложено зерно социальной и философ¬ской проблематики, связанной с противостоянием мира и войны, жизни и смерти, смерти и бессмертия. Сам выбор звезд дает спуститься из космической дали к мир у Турби¬ных, поскольку именно этот мир будет противостоять враж¬де и безумию.
В «Белой гвардии» милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных вдруг становится причастна великим событиям, де¬лается свидетельницей и участницей дел страшных и удиви¬тельных. Дни Турбиных вбирают вечную прелесть календар¬ного времени: «Но дни и в мирные, и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как В крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты? » Воспоминания о матери и прежней жизни контрас¬тируют с реальной ситуацией кровавого восемнадцатого года. Великое несчастье — потеря матери — сливается другой страшной катастрофой — крушением старого, казалось бы, прочного и прекрасного мира. Обе катастрофы рождают внут¬реннюю рассеянность, душевную боль Турбиных. В романе Булгакова два пространственных масштаба — малое и боль¬шое пространство, Дом и Мир. Пространства эти находятся в противостоянии, подобно звездам на небе, каждое из них име¬ет свою соотнесенность со временем, заключает в себе опреде¬ленное время. Малое пространство дома Турбиных хранит прочность быта: «Скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна ...Полы лос¬нятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной вазе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы» . Цве¬ты в доме Турбиных — красота и прочность жизни- Уже в этой детали малое пространство' дома начинает вбирать в себя вечное время, сам интерьер дома Турбиных — «бронзовая лам¬па под абажуром, лучшие на свете шкафы с книгами, пахну¬щими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, К