роль эксперимента и теории в процессе познания



Автор Айрат Гайнуллин задал вопрос в разделе Естественные науки

Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. и получил лучший ответ

Ответ от Андрей Котоусов[гуру]
Эксперимент утилитарен по-сути. Когда получен качественный результат, тогда возникает повод для для всестороннего творческого осмысления. На новость слетаются журналисты, обозреватели, философы и филологи, наблюдатели и созерцатели, а вместе с ними обычные эстеты.
Все эти специалисты готовы высказать свое экспертное заключение, правда с питательным гумусом познания не все готовы вступить в непосредственный контакт. Что поделаешь? Теории превыше практики, они над ней, ибо суть продукт чистого разума.

Ответ от Владимир Лаптев[гуру]
Чтоб говорить о ролях, надо сначала понять что есть само познание? Ведь познание - это не пассивное отражение в зеркале, в мозге, в теоретической модели, некой объективной реальности, а познающий - не пассивный наблюдатель. Он -активный участник, а это значит, что познание- есть процесс изменения реальности, хочет этого исследователь или нет. Это также значит, что любая истинная теория, любая модель, претендующая на объективность, должна включать в себя - самого исследователя! Модель самого себя, познающего. Познающего природу, а значит, в силу единства материи, единства природы, и самого себя! При таком понимании, у познания появляется не узкоутилитарный смысл, а появляется смысл, цель, дальний прицел - самоподдержание, самообретение, преодоление разделённости, обретение целостности самой Природой. Цель познания- обеспечить самодвижение, бесконечного круговорота природы, без познания природа не смогла бы существовать вечно, она, случайно возникнув, просуществовала бы только один раз и исчезла как случайность. Разум - необходимое звено круговорота природы, неотъемлемый атрибут материи. Тогда теория и эксперимент, модель и проверка её на практике, - это инструменты разума, конструктор, который Природе нужно собрать чтобы существовать вечно.

Ответ от Владимир Уфимцев[гуру]
Эксперимент - часть процесса так называемого "научного метода познания". Вспомним теорию атомного строения вещества. Гипотезу о существовании атомов еще греки древние высказывали. А вот теорией - то есть неким аппаратом, строго описывающим поведение вещества и позволяющим его прогнозировать в тех или иных ситуациях, эта гипотеза стала только относительно недавно - после экспериментов Резерфорда и других физиков, строго ДОКАЗАВШИХ существование атома. Впрочем, еще в XIX веке химики разработали теорию строения молекул и даже придумали молекулярные орбитали, при этом само существование атома даже и доказано-то не было. А теорией это стало после многочисленных экспериментов, в которых вещества вели себя в точном соответствии с этой гипотезой, а ход реакций между ними также безупречно ею предсказывался. Это классический пример связки "гипотеза-эксперимент-теория".

Ответ от Ђимур[активный]
п

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*