раймонда балет
Автор Е.О. задал вопрос в разделе Кино, Театр
Что можете рассказать о балете "Раймонда" А. Глазунова? и получил лучший ответ
Ответ от Д. Ч.[гуру]
До Чайковского и Глазунова балетная музыка, как правило, представляла собой ярко "раскрашенную" ритмическую основу для танцев. Союз Мариуса Петипа и Чайковского положил начало симфонизации танца, значительно обогатившей его выразительные и драматургические возможности. Александр Глазунов стал достойным преемником Петра Ильича на этом пути.
То элегически-томная, то празднично-ликующая, пряная, "танцевальная", пронизанная испано-арабскими и венгерскими мотивами, музыка Глазунова позволила Петипа развернуть ряд великолепных танцевальных сюит. Банальные словосочетания вроде "торжество классического танца", его же апофеоз или парад когда-то были живыми и незатертыми, и рождались они как раз благодаря таким спектаклям. Только выдающейся труппе по силам дать этот парад, только выдающаяся балерина способна провести свою блестящую виртуозную партию в этом параде.
Премьера "Раймонды" состоялась 7 января 1898 года на сцене Мариинского театра. Это был первый балет Глазунова (за ним последуют еще два – "Испытание Дамиса" и "Времена года"). И последний триумф бывшего уже в преклонных годах Петипа. Хотя до его отставки с поста главного балетмейстера пройдет еще пять лет и он успеет поставить еще несколько балетов, в том числе два упомянутых Глазунова, такого большого успеха на его долю уже не выпадет.
"Раймонде" не повезло с сюжетом: он не очень ловко скроен и явно коротковат для такого большого балета. Впрочем, из-под пера доморощенной писательницы Лидии Пашковой выходили и менее удобоваримые опусы. Петербургская корреспондентка французской газеты "Фигаро" и русской "Южный край", Лидия Александровна не удовлетворялась возложенной на нее ролью светской хроникерши. Сочиняла еще и незатейливые дамские романы и пьесы, полагая их "картинами из современной жизни", и, коль скоро балет был в моде у света, решила оставить свой след и в балете.
Бедность либретто подхлестнула фантазию хореографа и обернулась исключительным богатством образного танца, призванного "драматизировать" внешне статичное действие балета. Разумеется, справедливость поговорки "Нет худа без добра" не подтвердилась бы, если б союзником Петипа не стал могучий талант Глазунова. Принято проводить параллели между "Раймондой" и "Спящей красавицей", которую и сам Петипа полагал своим наивысшим достижением и держал за образец, работая над балетом Глазунова.
Как ни была легкомысленна либреттистка Пашкова, в балете все-таки просматривался идейно-философский смысл. Дух торжествовал над плотью, любовь земная была вынуждена капитулировать перед любовью возвышенной, цивилизованный Запад давал отпор коварному Востоку.
Юрий Григорович ставил "Раймонду" неоднократно, в Большом театре - в 1984 году ("первая проба пера") и 2003-м. Он не только не стал пересочинять историю, но и еще укоротил сюжет.
"Раймонда" 1984 года запомнилась прекрасными работами Наталии Бессмертновой, Людмилы Семеняки (Раймонда) , Александра Богатырева и Ирека Мухамедова (Жан де Бриен) . Среди сегодняшних Раймонд - Нина Ананиашвили, Надежда Грачева, Галина Степаненко, Мария Аллаш. Роль Жана де Бриена с успехом исполняют Андрей Уваров, Сергей Филин, Николай Цискаридзе, Александр Волчков, Абдерахмана - Марк Перетокин, Дмитрий Белоголовцев, Ринат Арифулин, Дмитрий Рыхлов.
Источник:
Александр Константинович Глазунов (1865 - 1936) - крупнейший русский композитор, замечательный симфонист, мелодист блистательного дарования.
А. К. Глазунов - люби
12.02.2016 г на малой сцене Большого театра балет Раймонда - великолепно!!! Грандиозное впечатление. Хотим еще такого же наслаждения.Спасибо.