психологические школы



школы психологии

Автор Ёергей Булатов задал вопрос в разделе Школы

Психологичечкие школы: классические и современные и получил лучший ответ

Ответ от Мария Кузнецова[гуру]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ: КЛАССИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ
Основные направления в психологии XX в.:
1. Психология сознания. Оформление психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с именем В. Вундта. Единственным прямым методом психологии Вундт считал самонаблюдение, поскольку предмет психологии - непосредственный опыт, как он дан самому человеку.
Вундт определил основные задачи психологии:
1) анализ процесса сознания методом интроспекции (самонаблюдения);
2) выявление элементов сознания; .
3) установление закономерностей их соединения.
2. Бихевиоризм. В качестве предмета психологии выступает поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Основатель направления - Дж. Уотсон. Вклад этого направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Она отныне включала доступные внешнему объективному наблюдению, независимые от сознания стимул-реактивные отношения. Бихевиоризм ввел в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней духовной (как в прежние времена), но и внешней, телесной реальности.
3. Психоанализ, Предметом психологии является бессознательное. Основатель направления - 3. Фрейд. Человеческая психика стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами, влечениями, инстинктами, пода- | елейными желаниями, вытесненными из сознания. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу ; энергия влечения («либидо»}. Испытывая различные трансформации, она подавляется, вытесняется и, тем не менее, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям, разряжаясь в различных симптомах, в том числе патологических (расстройства движений, восприятия, памяти и т. д.).
Отношение сознания к бессознательной психике мыслилось неизбывно конфликтным. Но только благодаря осознанию причин подавленных влечений и потаенных комплексов удается (с помощью техники психоанализа) избавиться от душевной травмы, которую они нанесли личности.
Учениками Фрейда были К. Юнг и А. Адлер. Нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами.
4. Гештальтпсихология. Сторонники гештальтпсихологии считают, что при восприятии целое может отличаться от суммы его составляющих. Восприятие бывает всегда чем-то большим, чем ощущение.
Принципы гештальтпсихологии предполагают, что мозг человека не просто регистрирует информацию, поступающую к нему от окружающей среды. Человек, воспринимающий сенсорные сигналы, организует их в «гештальт», что по-немецки означает «форма» или «целое». Гештальтпсихология дала описание многочисленных примеров такой способности человека. Представителями гештальтпсихологии являются М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин.
5. Когнитивная психология. Сторонники этого подхода утверждают, что человек-это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события внешнего мира, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события. Представители - У Найссер, Дж. Келли, Г. Саймон.
6. Гуманистическая психология. Одна из основ гуманистической психологии - ориентация на проблемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смысла существования. Предметом исследования здесь выступает уникальная и неповторимая личность.
Гуманистическая психология изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Представители - Г. Олпорт, Г. А. Мюррей, К. Роджерс.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Психологичечкие школы: классические и современные
Категория Школы психологии на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Категория Школы психологии
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*