противосложение в полифонии



Автор Ольга Аниськова(Чугуевец) задал вопрос в разделе Музыка

не могу выучить фугу наизусть. Как лучше быстро и грамотно выучить полифоническое произведение? и получил лучший ответ

Ответ от Органист[гуру]
Фуга - самая сложная форма изложения мысли в полифонической музыке и музыке вообще.
1. Нужно разобраться в голосах полифонии - где звучит тема, где противосложение.
Главная задача- чтобы все голоса звучали самостоятельно, не сливаясь в общую массу.
Для этого нет необходимости каждый раз выпячивать тему, "выдалбливая" ее за счет динамики.
Если фуга барочного типа, правильно распишите артикуляцию как темы, так и противосложения.
2. Разберитесь с формой - где в фуге экспозиция, где разработка, где кода...
3. Очень важно правильно подобрать аппликатуру. Необходимо точно следовать авторским аппликатурным указаниям. Если таковых нет, то найдите редакторскую версию с указанными в ней рекомендациями. / Неверно или приблизительно выученная аппликатура в фуге - гарантированный подвох во время исполнения!/
4. Самое сложное в музыке не выучить, а переучить произведение, поскольку все прежде выученные ошибки будут "всплывать" в памяти как свидетельство о небрежно ранее выполненной работе.
Если фуга баховская - никогда не используйте в качестве основного источника редакторский текст. Учитесь пользоваться авторским текстом / уртекст/. Все редакции - лишь частный взгляд на музыку, часто устаревший уже на 100 лет. Просите педагога исполнить произведение от начала до конца. Вы обязательно должны получить цельное восприятие произведения, а так же предлагаемый им вариант исполнения.
Если педагог не может озвучить произведение, даваемое учащемуся - он слабый педагог!
Когда аппликатура будет выверена, приступайте к выучиванию наизусть. Здесь у всех способности разные: У кого-то музыкальная память сильнее, у кого-то слабее.
Моя Вам рекомендация: если не получается охватить произведение целиком, или фрагментами, учите по тактам, но качественно, каждый раз к выученному материалу присоединяя новый.
Помните, у нас в России полифонию правильно играют лишь единицы из исполнителей. Среди педагогов и того меньше, так как они учат "по старинке" - так как самих учили играть их учителя еще 50-60 лет назад. За это время очень многое в представлении о стиле в музыке барокко и вообще в области интерпретации серьезно изменилось.
Источник: Моя Вам рекомендация: если не получается охватить произведение целиком, или фрагментами, учите по тактам, но качественно, каждый раз к выученному материалу присоединяя новый.

Ответ от Дмитрий Низяев[гуру]
Тему-то выучила, надеюсь? Выучи теперь противосложение. Любая фуга на три четверти состоит только из этих двух мелодий.
Потом - погоняй пары голосов. Например, если фуга трехголосная, то погоняй сначала сопрано с басом, потом сопрано с альтом, и потом - альт с басом. Каждую пару - раз по пять-десять. Только обязательно следи за аппликатурой, играй теми пальцами, какими потом будешь играть полное трехголлосие. Просто тупо погоняй, подсчитывай попытки, как механический счетчик. А потом - соедини все три голоса - и удивись. Сразу фуга окажется ГОТОВОЙ. Тебе останется только поработать над динамикой - и это как раз самое интересное 🙂 Потому что в фуге КАЖДЫЙ голос имеет СОБСТВЕННУЮ динамику. А заставить себя играть диминуэндо в одном голосе и крещендо в другом - даже если оба голоса в одной и той же руке - вот это эквилибристика настоящая. Но зато - кайф несравненный 🙂

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: не могу выучить фугу наизусть. Как лучше быстро и грамотно выучить полифоническое произведение?
Пухов Словакия на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Пухов Словакия
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*