Пример иронии в литературе
Автор Булат Сафин задал вопрос в разделе Домашние задания
Примеры из художественных произведений на каждый троп. и получил лучший ответ
Ответ от Мия Элли[мастер]
Эпитет (Лермонтов "Монолог") Поверь, ничтожество есть благо в ЗДЕШНЕМ СВЕТЕ. К чему ГЛУБОКИЕ ПОЗНАНЬЯ, жажда славы, Талант и ПЫЛКАЯ ЛЮБОВЬ СВОБОДЫ, Когда мы их употребить не можем? _____ Метафора (Тургенев) Я ...увидел огромную под собою равнину. Широкая река огибала её уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её течение.. . Ещё1 нигде не румянилась заря, но уже забелеласть она на востоке... Не успел я обойти 2 вёрст, как уже полились кругом меня.. . сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого. горячего света. _____ Сравнение (А. С. Пушкин "Евгений Онегин") Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная (сравнение) , боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. _____ Олицетворение (А. Фет) Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес, И желтый тот листок, что, наконец, свалился. _____ Метонимия 1) Не то на серебре – на золоте едал. (А. Грибоедов) 2) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И. Крылов) 3) Перо его местию дышит. (А. К. Толстой) 4) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин) 5) Но тих был наш бивак открытый. (М. Лермонтов) _____ Синегдоха 1) Ну что ж, садись, светило. (В. Маяковский) 2) Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин) 2) Пуще всего береги <...> копейку. (Н. Гоголь) 4) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов) 5) Мы все глядим в Наполеоны. (А. Пушкин) _____ Гипербола Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю. (Архимед) Много гипербол у Гоголя, Маяковского _____ Литота Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более напёрстка! Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка! (А. С. Грибоедов "Горе от ума") И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н. А. Некрасов "Крестьянские дети") _____ Ирония «Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя» (Георгий Александров) «Сараевское покушение наполнило полицейское управление многочисленными жертвами» (Ярослав Гашек) «Если художник хочет по-настоящему взвинтить цены на свои картины, совет ему могу дать только один: пусть руки на себя наложит» (Курт Воннегут) _____ Перифраз Красное вино (кровь) ; разящая рука (меч) ; нить судьбы (жизнь) ; синяя птица (счастье) ; лесная красавица (ель) ; роковая стрела (смерть) _____ Оксюморон И день настал. Встаёт с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой. (Пушкин "Полтава") Без пушкинской печали светлой, без лермонтовской мрачной радости душа жар-птицею оседлой завидует своей крылатости. (Айдын Ханмагомедов) «С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? » (С. Есенин "Русь советская")
правильно
В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К основным видам тропов
В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза) , гипербола, литота, ирония.
Эпитет — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
Помимо этого, эпитеты могут:
— усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов:
Меж скал блуждая, желтый луч
В пещеру дикую прокрался
И гладкий череп озарил.. .(М. Ю. Лермонтов) ;
— уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество) :
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин) ;
передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: ...Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев) ; И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский) ; Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И. С. Тургенев)
Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку
Все метафоры делятся на две группы:
1) общеязыковые («стертые») : золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;
2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические) : сонное озеро города (у Блока) , зерна глаз, костер рябины красной (у Есенина) , море неба (у Хлебникова) , морской воды тяжелый изумруд (у Мандельштама) .
И меркнет звезд алмазный трепет
В безбольном холоде зари (М. Волошин) ;
Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова) ;
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок
Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия, когда не-
одушевленные предметы наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить и чувствовать) : Улыбнулись сонные березки.. .(С. Есенин. ) О чем ты воешь, ветер ночной.. .(Ф. Тютчев. )
Чаще всего олицетворения используются при описании природы:
Катясь чрез сонные долины,
Туманы сонные легли,
И только топот лошадиный,
Звуча, теряется вдали.
Погас, бледнея, день осенний,
Свернув душистые листы,
Вкушают сон без сновидений
Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)
Реже олицетворения связаны с предметным миром:
Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? Довольно?. .
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось.. .
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось. (И. Ф. Анненский) ;
правильно
неа