придворный шут



Автор A-stra задал вопрос в разделе Города и Страны

Отличались ли русские скоморохи от европейских придворных шутов? и получил лучший ответ

Ответ от Ёнежная кошка™[гуру]
Шут — аналог клоуна, ассоциируемый, как правило, со Средневековьем.
Традиционно шут изображается в шутовском колпаке с бубенцами. Три длинных конца колпака символизируют ослиные уши и хвост — аттрибуты карнавальных костюмов во время римских Сатурналий и «ослиных процессий» раннего средневековья.
Существование профессиональных шутов отмечено уже во времена ранней истории в родоплеменном обществе. Плиний Старший упоминает царского шута (planus regius) описывая визит Апеллеса' во дворец элленистического царя Птолемея I. Тем не менее, в основном определение «шут» ассоциируется с европейским средневековьем.
Шут был символическим близнецом короля. Шуты воспринимались как люди, оставшиеся по божьей воле недоразвитыми детьми. Не только люди с актерскими способностями, но и люди с психическими заболеваниями зачастую зарабатывали шутовством средства к существованию.
В мире ислама суфийские мистики расказывают притчи о Ходже Насреддине, который, возможно был шутом самого Тамерлана.
Все королевские дворы средневековья нанимали различного рода шутов, в умения которых входило музицирование, жонглирование, актерство и загадывание загадок.
В период правления Елизаветы первой Английской Уильям Шекспир пишет свои пьесы, часто выводя в них шута в качестве одного из лирических героев.
C наступлением эпохи Просвещения и Реформации традиция найма шутов прервалась.
Шутовство имеет на Руси давние традиции. Персонаж русских сказок Иван-дурак (ср. англ. Fool, англ. Joker) часто противопоставляется Царю именно в качестве носителя некого тайного знания, кажущегося глупостью.
При русском барском доме или дворце содержались шуты, в обязанности которых входило развлекать забавными выходками господ и гостей.
При дворе русских царей, а после и императоров также содержались шуты. Известны придворные щуты Петра Великого Иван Александрович Балакирев, вошедший в историю множеством рассказанных якобы им анекдотов, и Ян д’Акоста, которому за политические и богословские споры Пётр пожаловал остров в Финском заливе и титул «Самоедского Короля» .
Прослеживается также определенная связь традиции шутовства с традицией юродства, хотя последнее несло существенно большую духовную, сакральную нагрузку. Некоторые исследователи считают также и средневековых шутов носителями древних духовных традиций и тайных знаний.
В картах таро, шут — карта Старших Арканов (карта 0 в английской традиции, карта 22 — во французской). Занятно, что основным камнем преткновения в споре двух школ таро — является именно нумерация карты «Шут» .
В стандартной колоде игральных карт существует два Джокера. Это карты с изображением шута, которые в большинстве игр стандартной колодой могут заменить в комбинации любую другую карту по желанию играющего.
Скоморохи — русские средневековые актёры, бывшие одновременно певцами, плясунами, музыкантами и авторами большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.
Возникнув не позже середины XI века (изображение на фресках Софийского собора в Киеве, 1037), скоморошество достигло расцвета в XV—XVII веках, а в XVIII веке. постепенно угасло, передав некоторые традиции своего искусства балагану, райку.
Репертуар скоморохов включал шуточные песни, драматические сценки, социальную сатиру («глумы») , исполняемые в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент домры, волынки, бубна. Выступая на улицах, площадях, скоморохи непосредственно общались со зрителями, вовлекали их в свою игру. Главный герой представления — весёлый и разбитной мужик себе на уме, нередко пользовавшийся личиной комической простоватости.
В XVI—XVII веках скоморохи объединялись в «ватаги» , доходившие до 70—100 человек. Нередко подвергались гонениям со стороны церкви и гражданской власти. В 1648 и 1657 были изданы указы о запрещении скоморошества (иногда скоморохи продолжали выступать во время народных праздников) .

Ответ от Марина СПб[гуру]
аудитория точно была разная

Ответ от Олег Ельцов[гуру]
В твоем же вопросе и ОТВЕТ 🙂 Шуты были "придворны", т.е. не странствующие, а русские скоморохи - странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Их развернутую характеристику дает В.Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут».

Ответ от Julik[гуру]
Киевской Руси были известны театры трех родов: придворный, церковный, народный.
Старейшим «театром» были игрища народных лицедеев - скоморохов. Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был «глум», т. е. сатира.
В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами. С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали влать имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.
Скоморохи привлекались и к народным придворным представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом. Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571 г.) и Потешную палату (1613 г.), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов.
В эпоху Возрождения Западной Европы должность шамана, дурака или королевского шута, вместе с должностью серого кардинала была введена в штатное расписание почти любого мало-мальски уважающего себя королевского двора .Именно дурак был облечен привилегиями и обязанностью выдавать точку зрения, отличную от официальной, придворной, княжеской, царской или президентской. По уму придворный шут не уступал другим придворным лицам, а во многом и превосходил их, т.к. настоящий придворный шут или дурак высокой квалификации должен был быстро понимать сказанное другими, быстро оценивать чужую мысль и еще быстрее выдавать альтернативу чужому или общепринятому мнению.

Ответ от Маска Инкогнито[гуру]
Скоморохи веселили народ, устраивали представления. словом делали все то, чем сейчас занимаются артисты. У шута роль более камерная, но и в то же время более серъезная. Шут мог развлекать публику на балах, но мог и в виде шутки высказать то мнение царствующей особы, которое по тем или иным причинам нельзя было озвучить.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Отличались ли русские скоморохи от европейских придворных шутов?
Шут на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Шут
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*