потир это



Потир что это

Автор A-stra задал вопрос в разделе Искусство и Культура

Что такое потир? Когда появились потиры? и получил лучший ответ

Ответ от Gala Vasilyeva[гуру]
Потиры (от греческого «чаша, сосуд для питья» ) — один из важнейших элементов православной культовой утвари. В своих лучших образцах они являются не только атрибутами христианского таинства, но и высокохудожественными произведениями искусства. Ритуальные чаши предстают перед нами как своеобразная энциклопедия истории ювелирного дела в России.
Потир используется в литургии для освяшения вина, когда оно «превращается в Кровь Христову» , и для принятия причастия (таинство евхаристии) и является потир. В христианстве потир считается «вместилищем Невместимого». Сама чаша символизирует Богородицу, во чреве которой зародилось человеческое естество Христа. Одновременно потир воплощает и чашу страданий за грехи мира, о которой Христос говорил: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия… » (Мф. 26:39). Чаша в христианстве используется также как эмблема веры, духовного просветления, искупления грехов.
Первоначально ритуальные чаши христиан изготавливались из дерева, затем их стали делать из меди, олова и стекла. В дальнейшем для изготовления потиров стали использовать серебро, применяя позолоту и различные техники обработки и украшения драгоценных металлов.
Форма литургических чаш сохранилась с эпохи первых христиан. Как правило, это удлиненные, расширенные кверху сосуды на высоком подножии или пьедестале (поддоне) , на котором изображаются евангелисты с символами или евангельские сцены. Поддон оставляют гладким или украшают орнаментом. В середине высокой ножки, «стояна» , находится утолщение, так называемое «яблоко». Оно имеет вид шара или выпуклого пояска. На самой чаше при помощи гравировки, литья, чеканки или эмалевой вставки изображается деисус, с другой стороны — распятие. Порой на чаше потира могут присутствовать иные сюжеты, например «Тайная вечеря» или «Моление о чаше». Нередки на потирах и посвятительные надписи; по краю тулова сосуда вырезается текст молитвы. Иногда на самой чаше укрепляется так называемая «рубашка» , «сорочка» — ажурный кожух, изготовленный из скани. Рубашка бывает также прорезная чеканная, надетая на гладкий корпус.
В большинстве случаев потиры, как и другие ценные предметы культа, — это дары влиятельных и богатых прихожан церквям и монастырям по поводу различных событий в государственной и личной жизни. Поэтому ризницы многих храмов превратились в настоящие сокровищницы, хранившие подлинные шедевры ювелирного и декоративно­-прикладного искусства.

Ответ от Марьяша[гуру]
Это похоже на чашу или кубок.

Ответ от Максим Кораблёв[гуру]
ПОТИР
Потир Потир (pothr) - греческое название чаши, из которой православныехристиане причащаются тела и крови Христовых. Она употребляется вевхаристии по примеру самого И. Христа и апостолов (1 Кор. X, 16) и, посвидетельству отцов церкви, употреблялась непрерывно. Афанасий Вел. называет ее чашей Господней, таинственным П. Сначала чаши былидеревянные, а в эпоху от папы Зеферина (III в. ) до Льва IV на Западе -стеклянные. Антиквариями собрано и описано множество таких чаш. Уже вовремена гонений, а особенно с IV в. , существовали чаши золотые исеребряные; но стеклянные чаши долго сохранялись в монастырях и всельских, вообще в бедных церквах, где они иногда заменялись медными иоловянными. Археологи разделяют П. на общие (ministeriales) и приносные (offertorii), большие и малые (maiores, minores). 0бщие употреблялисьдля причащения всех мирян и были очень большой вместимости. Офферторнымичашами, по Дюканжу, назывались те, в которые диаконы вливали вино, принесенное в храм верующими. Образцы древних П. см. у Saussay("Panoplitum sacerdotale", 1. VIII, с. 14, artic. 2). Многие из древнихчаш украшены посвятительными надписями, которые собраны у Маи ("Collect.Vatican. ", V), и целыми поэтическими эпиграммами. Сохранилисьдрагоценных чаши с надписями от имени императрицы Плацидии и отимператора Валентиниана III, С самой глубокой древности священные чашиимеют вид удлиненный, кверху расширенный, и утверждаются на подножии илипьедестале. С течением времени они принимают однообразный вид - тот, какой существует ныне в православной церкви. Н. Б - в Потребление - последняя стадия в процессе движения всякогопредмета, созданного человеческим трудом (т. е. хозяйственных благ) ; онозаключается в использовании человеком полезности, заключающейся вхозяйственном благе, и, след. , в уничтожении произведенного блага (но нематерии, из которой оно состоит) . Экономисты различают два вида П. : 1)П. для воспроизведения новых благ, т. е. П. различного рода капиталов, которые уничтожаются в процессе производства, но ценность которыхвосстановляется в создаваемом продукте; непроизводительным такое П. бывает тогда, когда какое-нибудь хозяйственное благо тратится в большемколичестве, чем это требуется по принципу хозяйственности (достижениянаибольших результатов при наименьших пожертвованиях) - напр., употребление двух лошадей при пахании, когда достаточно одной; 2) П. длянепосредственного удовлетворения потребностей человека. При нормальномсостоянии народного хозяйства П. имеет тенденцию находиться в равновесиис производством; все произведенные блага должны выполнить своеназначение - должны быть потреблены людьми. Между тем, в современномэкономическом строе очень часто встречаются нарушения этого равновесия. При частно-хозяйственной организации производства каждый производительможет судить о размерах П. изготовляемого им товара толькоприблизительно и обыкновенно имеет о них даже преувеличенноепредставление; таким образом иногда производится товаров гораздо больше, чем может быть потреблено платежеспособными покупателями - и наступаеткризис. Реже встречаются случаи, когда производство оказываетсянедостаточным для покрытая П. (напр. при неурожаях, при каменноугольномголоде) . Оба явления сопровождаются бедственными результатами для всегонародного хозяйства. Изучение П. , как оно происходит в действительнойжизни, составляет задачу статистики П. и имеет большой интерес, так какможет дать ясную характеристику потребительного хозяйства отдельных лици степени благосостояния всего народа. Статистика П. занимается илирасчетами массового П. (сколько потребляется в среднем 1 жителем тогоили другого продукта) , или изучением бюджетов отдельных хозяйств.

Ответ от Ѓженок[гуру]
Священный сосуд в виде чаши, в котором во время евхаристического канона освящается и преосуществляется вино с водой в кровь Христову. Потир изображает собой чашу Тайной Вечери. Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян.

Потир представляет собой круглую чашу на высокой подставке с круглым основанием. Ножка, соединяющая чашу с основанием подставки, имеет, как правило, в середине утолщение, яблоко. Основание чаши делается обычно большим по диаметру.
Потир, как и дискос, содержит в себе два круга (верхний и нижний) , имеющие те же значения, что и круги дискоса. Но потир имеет и свое духовное значение. Потир употребляется для претворения вина в истинную Кровь Христову.
На проскомидии в чашу вливается вино. На Литургии совершается пресуществление его в Кровь Христову. В потир затем опускается, во образ Воскресения Господа, одна из четырех частей преломленного агнца, ставшего Телом Христовым. Чаша является воистину вместилищем Невместимого, и потому сама по себе знаменует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа.

Серебряный потир собора находится с 1930 г. в Оружейной палате. Он состоит из широкой низкой чаши, ножки с гранатовым яблоком и устойчивого круглого поддона. Древность его происхождения видна из его формы и деталей орнамента, надписей и изображений. Решающее значение имеет падеографическая надпись: .Пийти от нея веи.... -подтверждающая принадлежность потира к XII веку, а также нахождение среди шести клейм изображение круглолицего кудрявого юноши в патрицианской одежде великомученника Георгия (.Агнос Георьгиос.) , патрона от Юрия Долгорукого, вкладчика этого потира.
Церковный потир - это образ чаши, которую Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим ученикам со словами "Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26, 27, 28).
В самом широком смысле потир является образом той таинственной чаши, в которой Премудрость Божия растворила вино и предложила на своей трапезе (Притч. 9, 1, 3). Древнее пророчество объемлет этим образом и Таинство Причащения прежде всего, и тайну Рождества Христова от Приснодевы Марии, и ту чашу страданий за грехи всего мира, о которой Христос, молясь, говорил: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26, 39).

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Что такое потир? Когда появились потиры?
Золотая чаша на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Золотая чаша
Потир на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Потир
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*