портрет м в ломоносова



Автор Nikandra задал вопрос в разделе Живопись, Графика

Какие изменения были сделаны в гравюре (портрете Ломоносова), выполненной Фессаром и Вортманов после смерти Ломоносова??? и получил лучший ответ

Ответ от Ironie[гуру]
Лучшим изображением представляется гравюра резцом М. Шрейера, выполненная по рисунку Х. Г. Шульце в конце XVIII века. Она совершенно не похожа на все предыдущие, отличается от обычных парадных портретов Ломоносова домашней одеждой и свободной позой, сохраняя при этом хорошо знакомое по другим портретам лицо в трехчетвертном повороте влево. В статье «Три портрета М. В. Ломоносова» Н. П. Анцифиров дал интересный разбор гравюры. Он обратил внимание на работы римских скульпторов, которые иногда заменяли головы наиболее ранних античных статуй портретными изображениями своих современников. С портретом Ломоносова на гравюре Шульце-Шрейера произошла та же метаморфоза. Задавшись вопросом, к какому телу подойдет голова русского гения, Шульце выбрал портрет французского поэта Жана-Батиста Руссо, популярного автора торжественных од и колких эпиграмм. Могучие плечи, свободная поза Руссо, выраженная в динамических формах стиля барокко, показались Шульце вполне созвучными образу русского титана. Использовав старую гравюру Шмидта, он заменил на ней изображение головы Руссо изображением головы Ломоносова. Гравированный Шрейером портрет - зеркальное изображение портрета Ж. -Б. Руссо, однако с заменой головы последнего на голову Ломоносова, которая, кстати сказать, взята с гравюры Вортмана 1758 года. Поза, одежда, аксессуары почти буквально совпадают. Но пола халата Ломоносова переброшена на колено правой ноги, барочная спинка кресла заменена округлой, на раскрытой книге изменена надпись - «Петр Первый». Известно несколько вариантов подписей под гравюрой. Наиболее ранняя из них воспроизводила подпись гравера, затем ее сменила вновь вырезанная посредине -«Ломоносовъ» ; ниже, под гравюрой, на латыни указаны авторы - Шрейер и Шульце. Наконец, в третьем варианте прибавлено: «Александр Князь Белосельский Избр.». ОБ АВТОРАХ известно, что Шрейер Мориц Иоганн Фредерик - гравер резцом, ученик Шульце. Работал по заказу князя А. А. Белосельского. Шульце Христиан Готлиб был графиком, учился у Камрата, профессора гравюры в Дрезденской Академии. Домашняя одежда, свободная поза сделали гравюру очень популярной. Работа украшает обложку брошюры «Первый русский ученый» , изданной в 1915 году в журнальной серии «Знания для всех». В 20-е годы прошлого века с авторской доски, хранящейся ныне в Государственном Эрмитаже, были сделаны небольшим тиражом оттиски. Их отличает вырезанная в нижнем правом углу доски буква «Э». Одна из гравюр хранится в частном собрании Архангельска. История портрета на этом не заканчивается. В 1869 году в типографии Мюнстера в Санкт-Петербурге издается альбом литографий «Портретная галерея русских писателей. Сто биографий». Среди других портретов был помещен литографированный портрет Ломоносова работы А. И. Лебедева. Ломоносов изображен сидящим перед столом, в парике и в домашнем, распахнутом на груди кафтане. В правой руке он держит лист бумаги. Под изображением факсимиле подписи Ломоносова. Почему мы упомянули именно этот портрет? Дело в том, что он является зеркальным изображением гравюры Шрейера, но был, очевидно, литографирован с отпечатка гравюры «прежде всякой подписи» , принятого за работу неизвестного художника. Александр Игнатьевич Лебедев был рисовальщиком, акварелистом, гравером и литографом.
Источник:

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Какие изменения были сделаны в гравюре (портрете Ломоносова), выполненной Фессаром и Вортманов после смерти Ломоносова???
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*