полхов майдан



роспись полхов майдан

Автор ¤ Елена ¤ задал вопрос в разделе Другое

Чем интересна роспись в селе Полхов-Майдан ? и получил лучший ответ

Ответ от Twilight[гуру]
На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе расположено село Полхов-Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду. Несколько позже стали выжигать украшения на деревянных изделиях, а еще позднее, в начале двадцатого века, на полховомайданских работах появились анилиновые краски.
Майдан, как называют его сами жители, вскоре становится известен своими яркими, пестро раскрашенными деревянными игрушками. Форма полховмайданских игрушек обусловлена их токарным происхождением. Но главное в этих работах - конечно же роспись, имеющая свою гармонию и привлекательность. Народные промыслы издавна были семейным занятием. Как правило, мужчины делали заготовки - так называемое "белье", а женщины расписывали готовые изделия. Полховомайдановская роспись - особенная. Каждая из деталей головного убора, сарафанного убранства матрешки выписывается отдельно.
Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом) , применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают. Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет. В основном местные игрушки, или, как их называют, "майданские тарарушки", отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить - на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.
На золотисто-желтом фоне условно изображенные цветы чередуются с оранжевыми пятнами и зелеными узорами, которые подчеркиваются тушью. В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями. Удивительные, ярко раскрашенные игрушки - "тарарушки", изготавливаемые мастерами Полхово-Майдана, будь то матрешка, или копилка-грибок, или разнообразная деревянная посуда, - заслуженно пользуются широкой популярностью.
Источник:

Ответ от Александр Соколов[гуру]
1.Село Полхов Майдан - это действительно лесная глухомань, удаленная от железных дорог. Замечено, что деревни, специализирующиеся на ремеслах, располагаются поблизости от монастырей. Майдан тоже находится неподалеку от Дивеева. Раньше это были центры не только духовной жизни - у монастырей были деньги, от них шли заказы на те же деревянные ложки и посуду. Беглый, рисковый люд оседал вблизи монастырей, под их защитой - этим можно объяснить и не совсем русское название села и авантюрный дух месного населения. Их связали колхозом, щедро нарезали участки на огороды, устраивали кордоны и засады, не принимали товар в советских магазинах, однако были среди них такие специалисты, которые ездили от Владивостока до Питера, продавая матрешки, свистульки, копилки, пистолеты (стреляющие пробками) .
Еще одна экзотическая черта: здесь до сих пор одевают традиционный костюм - "китайку" и сарафан. Костюм этот сильно отличается даже от нижегородского, например - Семеновского, который сохранился только в музее. А в Майдане китайку одевают гости на свадьбу. Справа на фото на нашей художнице Маше Малышкиной "первейший" сарафан - с китайской парчой, бывает еще "проходящий" - повседневный.
...
И когда в конце прошлого века в Абрамцевских мастерских Саввы Мамонтова под Москвой родилась первая матрешка, расторопные мастера быстро наладили производство этой разборной "барышни", которой суждено было впоследствии стать одним из символов России, заполнившим сувенирные лавки всего мира.
Японский талисман сослужил полх-майданским мастерам добрую службу. В начале XX века Павел Полин привез в село работавший на газе аппарат для выжигания по дереву, после чего светлое дерево липы и осины стали украшать темными выжженными штриховыми изображениями, а с двадцатых годов и расписывать их разноцветными красками. Нынешняя яркая, радостная роспись по предварительно наведенному тушью контуру сложилась к шестидесятым годам. Промысел обрел свое лицо, найдя то неповторимое и едва ли уловимое сочетание технических и художественных приемов, которое знаменует рождение искусства. В Майдане традиция местной росписи представлена в классической форме, то есть работают все: мужчины точат чашки, плошки, матрешки, женщины - расписывают.
полховский майдан роспись
...
2.В селе Полхов Майдан зародился еще один вид росписи по дереву – полхов-майданская. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются «глазастые» цветы, «легкие» птицы, животные, детски-наивные кривые дома под пятнами голубых и розовых облаков.
..
3. В селе Полхов Майдан (Нижегородская область) делают матрешек с маленькой головой, рисуют тушью контур и расписывают анилиновыми красками
...
4.Села Полхов-Майдан и Крутец (Нижегородская обл.) : расписные игрушки из древесины (матрешки, птички-свистульки, коробки, шары, похожие на яблоко) .
Сюжеты: растения, пейзаж. Особенность: черный контур рисунка, выполненного анилиновыми красками.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Чем интересна роспись в селе Полхов-Майдан ?
Полхов-Майданская роспись на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Полхов-Майданская роспись
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*