Первая железная дорога
Автор Denis Близнец задал вопрос в разделе Города и Страны
Где была построена первая в России железная дорога и для чего ? и получил лучший ответ
Ответ от Иринка[гуру]
И ещё одна версия:
Первые железные дороги в России появились на горных заводах Алтая и
Урала в начале XIX в. В 1810 г. на Колыванском заводе на Алтае Петр Фролов
проложил железную дорогу длинной в два километра с конной тягой.
ссылка
Строительство железной дороги берет свое начало с 1834 года, когда крепостные умельцы-самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон построили на Уральском Нижнетагильском металлургическом заводе самую первую (паровую) железную дорогу в России.
была сооружена чугунная дорога протяжением 854 м с паровой тягой. Паровоз был построен отцом и сыном Черепановыми. Первый их "сухопутный пароход" (так в России в то время называли паровозы) провозил 3,3 т руды со скоростью 13-15 км/ч. Кроме груза, паровоз мог везти до 40 пассажиров. Вскоре Черепановы сделали второй, более мощный паровоз, который водил составы массой до 16 т. Но эту дорогу не считают первой железной дорогой в России, так как она вскоре прекратила свое существование - хозяева предпочли гужевой транспорт.
Первой же железной дорогой общего пользования в России была Царскосельская железная дорога протяженностью 26 км. , соединявшая с 1387 г. Петербург с Царским Селом и Павловском.
yt pyf.
Царскосе́льская желе́зная доро́га — первая железная дорога общественного пользования в России (до открытия в 1851 Николаевской железной дороги — единственная в стране, 6-я в мире). Построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском. Строительство началось 1 мая 1836. Строительством руководил австрийский инженер Франц Герстнер. По его мнению, принятая в Европе ширина колеи (1435 мм) была слишком мала для создания правильной, с его точки зрения, конструкции паровозов и вагонов. Поэтому царскосельская железная дорога строилась с шириной колеи 1829 мм.
Паровозы, вагоны и рельсы в основном заказывались за границей. Часть вагонов для грузов, паровые машины для водоснабжения, водопроводные трубы, дорожные механизмы изготавливались на Александровском заводе в Петербурге. Первые шесть паровозов были построены в Англии; паровозы также закупались в Бельгии и Германии. В 1856 и 1857 годах были приобретены два паровоза, изготовленные на Лейхтенбергском заводе в Петербурге. В конце столетия поставщиком локомотивов стал бельгийский завод Кокериля, последние шесть танк-паровозов поступили на дорогу в 1895 и 1896 годах. Паровозы создавались на основе использовавшихся тогда в Европе типов паровозов, но в конструкцию вносились изменения, связанные с увеличенной шириной колеи. По требованию Герстнера, паровозы должны были иметь мощность в 40 лошадиных сил и быть в состоянии везти несколько вагонов с тремястами пассажирами со скоростью 40 вёрст в час.
Первая пробная поездка поезда с конной тягой между Царским селом и Павловском состоялась 27 сентября 1836 года. 3 ноября на железную дорогу был доставлен из Англии первый паровоз, а 6 ноября этот паровоз был обкатан на перегоне Царское Село — Павловск.
Торжественное открытие движения на участке Санкт-Петербург — Царское Село состоялось 30 октября 1837. Машинистом первого поезда стал сам Герстнер, управлявший паровозом «Проворный». Поездка от Петербурга до Царского села заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут; таким образом максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч.
Вначале поезда ходили на конной тяге и только по воскресеньям — на паровой. Полностью на паровую тягу дорога переведена 4 апреля 1838. Движение на участке Санкт-Петербург — Павловск открыто 22 мая 1838. На вокзале в Павловске был открыт специальный концертный зал, где с большим успехом выступал Иоганн Штраус.
Первые поезда состояли из вагонов четырёх классов. Самыми комфортабельными были кареты, называвшиеся «берлинами» и «дилижансами» ; также использовались открытые повозки («линейки» ) с крышами («шарабаны» ) или без («ваггоны»). Вагоны не имели отопления и освещения.
Для обслуживания и ремонта подвижного состава в Петербурге имелось депо.
Постоянное расписание движения для пяти пар поездов в сутки впервые было введено 15 мая 1838 года.
К концу 60-х годов XIX века скорости движения поездов достигли в среднем 42,7 км/ч и время движения составляло 32,3 минуты.
Летом 1876 года открылось движение по построенному второму пути, что значительно повысило скорость и безопасность движения поездов.
В качестве самостоятельной железной дороги Царскосельская дорога просуществовала до 1897 года, после чего она была включена в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и была перешита на русскую колею (1524 мм). Только шесть паровозов удалось переделать для русской колеи. Всего же за время самостоятельного существования для Царскосельской железной дороги было поставлено 34 паровоза
В начале ХХ века вдоль берега Черного моря была построена железная дорога Туапсе - Сочи - Адлер.
Первая в мире железная дорога была построена Д. Стефенсоном в 1825 году в Англии, между Стоктоном и Дарлингтоном. История запечатлела и эту дорогу, и ее создателя в рисунках, находящихся у нас в музее. Мы бережно храним портрет Тревитика, создателя первого в мире паровоза (выпуска 1803 года) , и вид этого паровоза.
У нас имеются рисунки, отражающие различные "дожелезнодорожные" виды транспорта. Это литографии ХIХ века "Путешествие курьера из Санкт-Петербурга в Москву", "Русский дилижанс", "Езда на почтовых", "Крестьянская двуколка". По нашим рисункам и акварелям можно проследить зарождение дорог в нашей стране и даже увидеть их предшественников - лежневые пути, по которым грузчики в специальных тележках перевозили руду. Вспомним рельсо-лежневую дорогу 60-х годов XVIII века Козьмы Дмитриевича Фролова. Вагонетки на ней приводились в движение силой воды с помощью канатной тяги от привода водяного колеса. Проложенная на Алтае в 1805-1809 годах Петром Кузьмичом Фроловым, дорога с чугунными рельсами и поворотными кругами служила для перевозки вагонеток с рудой с помощью конной тяги. Она имела все сегодняшние технические элементы: мост - виадук, поворотный круг, высокую насыпь. Отец и сын Фроловы заботились об облегчении тяжелого труда работников, стремились к развитию отечественных производительных сил.
Рисунок первой пароатмосферной машины Ползунова, изобретенной им в 1766 году, показывает нам прогресс русской мысли. Машина служила не для откачки воды, а для приведения в действие воздуходувных мехов на плавильных печах Барнаульского завода. Ее мощность была 2,5 лошадиных сил.
А вот у меня версия- в Петрозаводске, исключительно для грузовых перевозок: )
В 1788 году в Петрозаводске появляется первая в России железная дорога (она же - первая железная дорога в мире заводского назначения). Железная дорога была построена на Александровском заводе для нужд предприятия. (Ныне участки первой российской железной дороги хранятся в Петрозаводске около здания музея ОТЗ и в Губернаторском саду; кроме того, в Губернаторском саду сохранены колёса от вагонетки) .
Царскосе?льская желе?зная доро?га — первая железная дорога общественного пользования в России (до открытия в 1851 Николаевской железной дороги — единственная в стране, 6-я в мире). Построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском. Строительство началось 1 мая 1836. Строительством руководил австрийский инженер Франц Герстнер. По его мнению, принятая в Европе ширина колеи (1435 мм) была слишком мала для создания правильной, с его точки зрения, конструкции паровозов и вагонов. Поэтому царскосельская железная дорога строилась с шириной колеи 1829 мм.
Паровозы, вагоны и рельсы в основном заказывались за границей. Часть вагонов для грузов, паровые машины для водоснабжения, водопроводные трубы, дорожные механизмы изготавливались на Александровском заводе в Петербурге. Первые шесть паровозов были построены в Англии; паровозы также закупались в Бельгии и Германии. В 1856 и 1857 годах были приобретены два паровоза, изготовленные на Лейхтенбергском заводе в Петербурге. В конце столетия поставщиком локомотивов стал бельгийский завод Кокериля, последние шесть танк-паровозов поступили на дорогу в 1895 и 1896 годах. Паровозы создавались на основе использовавшихся тогда в Европе типов паровозов, но в конструкцию вносились изменения, связанные с увеличенной шириной колеи. По требованию Герстнера, паровозы должны были иметь мощность в 40 лошадиных сил и быть в состоянии везти несколько вагонов с тремястами пассажирами со скоростью 40 вёрст в час.
Первая пробная поездка поезда с конной тягой между Царским селом и Павловском состоялась 27 сентября 1836 года. 3 ноября на железную дорогу был доставлен из Англии первый паровоз, а 6 ноября этот паровоз был обкатан на перегоне Царское Село — Павловск.
Торжественное открытие движения на участке Санкт-Петербург — Царское Село состоялось 30 октября 1837. Машинистом первого поезда стал сам Герстнер, управлявший паровозом «Проворный». Поездка от Петербурга до Царского села заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут; таким образом максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч.
Вначале поезда ходили на конной тяге и только по воскресеньям — на паровой. Полностью на паровую тягу дорога переведена 4 апреля 1838. Движение на участке Санкт-Петербург — Павловск открыто 22 мая 1838. На вокзале в Павловске был открыт специальный концертный зал, где с большим успехом выступал Иоганн Штраус.
Первые поезда состояли из вагонов четырёх классов. Самыми комфортабельными были кареты, называвшиеся «берлинами» и «дилижансами» ; также использовались открытые повозки («линейки» ) с крышами («шарабаны» ) или без («ваггоны»). Вагоны не имели отопления и освещения.
Для обслуживания и ремонта подвижного состава в Петербурге имелось депо.
Постоянное расписание движения для пяти пар поездов в сутки впервые было введено 15 мая 1838 года.
К концу 60-х годов XIX века скорости движения поездов достигли в среднем 42,7 км/ч и время движения составляло 32,3 минуты.
Летом 1876 года открылось движение по построенному второму пути, что значительно повысило скорость и безопасность движения поездов.
В качестве самостоятельной железной дороги Царскосельская дорога просуществовала до 1897 года, после чего она была включена в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и была перешита на русскую колею (1524 мм). Только шесть паровозов удалось переделать для русской колеи. Всего же за время самостоятельного существования для Царскосельской железной дороги было поставлено 34 паровоза