центральная перспектива
Автор L.Dolin задал вопрос в разделе Архитектура, Скульптура
кто первый открыл перспективу? и получил лучший ответ
Ответ от ALEXANDRA[гуру]
Считается, что вроде как греки-пифагорейцы и итальянцы-возрожденцы
открывают линейную перспективу…
http://yacht.zamok.net/DV/Work/art_rev.html
…однако насчет греков имеются сомнения… Долгое время в археологии господствовал взгляд, что грекам были известны принципы центральной перспективы. Теперь это опровергнуто. Следует думать, что не только греческие живописцы, но и греческие геометры не сделали тех последних выводов из своих наблюдений над пространством, которые были сделаны в эпоху Ренессанса.
Лучше было бы назвать изображение пространства в греческой живописи не "перспективой" (то есть смотрением сквозь пространство), а "аспективой", то есть осматриванием, пластическим ощупыванием пространства глазами. Иначе говоря, цель греческих живописцев - телесное, но не пространственное изображение. Они изображали не самое пространство, а фигуры в пространстве и не могли представить себе пространство без человека. Вполне естественно, что приемы построения пространства в греческой живописи во многом сильно отступают от позднейшей центральной перспективы
Художники и математики Возрождения открыли законы и разработали теорию линейной перспективы.
Для живописи это было откровением, позволившим превратить плоскость холста (фрески) как бы в открытое на мир, на реальное глубокое пространство, окно.
http://linteum.ru/article45.html
…поэтому первым в этой области был Брунеллески…Брунеллески желал сделать восприятие реконструированных им терм и театров более наглядным и попытался создать из своих планов геометрически-перспективные картины для определенной точки зрения. В этих поисках впервые была открыта (или вновь открыта), согласно традиции, восходящей ко 2-й половине XV в., прямая перспектива. Во Флоренции, куда он время от времени, видимо, возвращался из Рима, он расставил на улице такие сконструированные перспективы (доски с изображением Баптистерия и Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты которых он вырезал и которые с определенной точки зрения сливались с изображенным зданием (например, с Баптистерием).
За изучение перспективы взялись лучшие мастера Флоренции — Л. Гиберти (в его рельефах для Дверей Баптистерия) и Мазаччо (в своей фреске «Троица» в церкви Саната Мария Новелла, перспективу которой, скорее всего, разработал Брунеллески), немедленно внедрившие этот обретенный опыт познания реального мира в свои произведения.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Брунеллески,_Филиппо
…кроме того… Альберти. "Три книги о живописи". Альберти посвящает итальянский текст «Трех книг о живописи» Филиппо Брунеллески, иначе говоря, тому человеку, который стоял во главе нового движения и который первым разработал научные основы центральной перспективы.
Первая книга посвящена кардинальной и для художников Возрождения важнейшей проблеме— перспективе, вопросы которой разрабатываются на математической и геометрической основе. Он сразу же оговаривает, что будет писать «об этих вещах не как математик, а как живописец» и предъявляет живописцу требование «изображать только то, что видимо». Альберти рекомендует художнику пользоваться не только линейной перспективой, но и воздушной. Для него очевидно, что от большего расстояния предметы и фигуры утрачивают силу цвета, «слабеют», как он выражается. Это явление он формулирует в виде правила: «чем больше расстояние, тем видимая поверхность будет казаться темнее».
http://bibliotekar.ru/Italia-Vozrozhdenie/13.htm
…ну, и наконец, Пьеро делла Франческа «О живописной перспективе»
http://bibliotekar.ru/iskusstvo-europa/15.htm
Пьеро делла Франческа, крупнейший итальянский живописец, интересен для истории эстетики своим трактатом "О живописной перспективе" (вторая половина XV в.). Трактат свидетельствует о чрезвычайной тщательности тогдашних художников и теоретиков в области пространственных исчислений живописных фигур.
http://psylib.org.ua/books/lose010/txt15.htm
Перс по фамилии Пектив.
ПЕРСПЕКТИВА (франц. perspective, от лат. perspicere — восприятие, представление) ,
Истинным отцом новой европейской живописи был Пьетро Каваллини.
Пьетро дей Черрони по прозвищу Каваллини - фигура мало заметная. О его жизни почти ничего не известно. Родился он между 1240 и 1250 в Риме. Его сын Джованни сообщает, что отец прожил около 90 лет (умер ок. 1330) и никогда не носил шапку для защиты от холода.
Однако, несмотря на скудость сведений об этом человеке, его признавали одним из лучших художников своего времени.
Джорджо Вазари назвал зачинателем Ренессанса Джотто ди Бондоне (1266 или 1267-1337), сына крестьянина, ставшего живописцем и скульптором.
Джотто был мастером перспективы. Он вполне реалистично - путем взаиморасположения крыш и колоннад - передает трехмерность зданий . Кто же научил Джотто этому?
Когда Джотто был еще ребенком, Каваллини находился в зените славы и, по мнению большинства ученых, его работы сильно повлияли на «отца Ренессанса» , когда тот посещал Рим.
Никто не отрицает заслуг Джотто. В то же время сходство между работами Джотто и римского мастера Пьетро Каваллини поразительно.
Каваллини, старший современник Джотто, уже демонстрировал четкое понимание законов линейной перспективы с ее сходящимися к горизонту линиями,
Джотто первым использовал прием ракурса, т. е. укорочения линий для передачи углов, под которыми ориентированы объекты относительно зрителя.
Вскоре его ученик Таддео Гадди первым стал изображать отбрасываемые фигурами тени, более реалистично увязывая их с ландшафтами и интерьерами. С появлением этого нового стиля византийско-готическая манера с ее плоскостными и фронтальными образами сразу же сдала свои позиции.
Пора признать: Ренессанс родился в тот момент, когда Джотто ди Бондоне впервые увидел лицо ангела работы Пьетро Каваллини.