переплет



Переплеты

Автор Лика задал вопрос в разделе Другое

Что раньше использовали для изготовления книжных переплётов ? и получил лучший ответ

Ответ от Лунная соната[гуру]
Прототипом современного книжного переплета был диптих (от греч. diptychos - двойной, сложенный вдвое) - скрепленные вместе костяные, деревянные или металлические пластины, наружные стороны которых имели гладкую поверхность или украшались резьбой, драгоценными камнями и пр. , а внутренние покрывались воском, по которому писали заостренным стержнем - стилем. В античном мире диптихи употреблялись в качестве записных книжек.
переплет
В Древней Руси книжный переплет стал известен с появлением рукописных книг - кодексов.
Вплоть до конца XVII века крышки переплетов делались исключительно из дерева, переплетные доски обрезались вровень с книжным блоком и прикреплялись к нему с помощью кожаных ремней, к которым подшивались книжные тетради. С наружной стороны доски обтягивались кожей, которая загибалась вовнутрь. Каждый ремень последовательно пропускался через сделанные в досках переплета пропилы. Форзаца в древнерусской книге не было, внутреннюю часть переплетных крышек обклеивали, как правило, пергаменом. Корешок книги делали плоским или круглым, без отстава. Каждая книга снабжалась застежками или завязками, обрезы раскрашивались или обрабатывались специальными инструментами с целью изменения их фактуры.
В зависимости от целевого назначения рукописных книг их переплеты делились на окладные и обиходные.
переплеты
Окладным называется переплет, украшенный декоративным металлическим покрытием (окладом) , выполненным из золота, серебра, золоченой или серебреной меди. Элементами украшения оклада были чеканка, скань - напаянный на переплетную крышку ажурный узор из тонкой гладкой или витой проволоки, чернь, эмаль, драгоценные камни, жемчуг и т. д. В качестве фона под оклад использовались дорогие ткани - бархат, парча, атлас или тонко выделанная кожа. Мотивы и сюжеты оформления окладных переплетов заимствовались из самой книги.
Окладами снабжались преимущественно литургические книги, которые использовались во время богослужения или религиозных церемоний. Наиболее ранним окладом считается переплет Мстиславова евангелия, построенный в XII веке в Константинополе и по мере обветшания обновлявшийся русскими мастерами.
подносной экземпляр книги
Для изготовления простых переплетов использовалась телячья кожа, гладкая и прочная, имеющая естественный коричневый цвет и почти не поддающаяся окраске. Во второй половине XIX столетия для изготовления дешевых переплетов массовой литературы использовали овечью кожу, малопрочную, но легко поддающуюся окраске в любые цвета, а также конскую и козью кожу. Для изготовления цельнокожанных переплетов во второй половине XIX столетия широко использовались и такие прочные сорта кожи, как свиная кожа, для переплетов часто читавшихся книг (например, в библиотеках) , тюленья кожа, юфть. В начале XX века популярной была кожа «фантази» , изготовленная из прессованной, мраморированной и обработанной различными другими способами телячьей кожи. Такая кожа имитировала дорогие переплетные материалы. На протяжении XIX века с увеличением тиражей и с расширением круга читателей издатели стремились к удешевлению книжной продукции. К началу XX века натуральная кожа для переплетов использовалась не так часто: основным видом переплета стал картонажный переплет с литографией. Кроме того, для переплетных работ применялись и новые материалы, например, дешевый и красивый коленкор, изобретенный в Англии в 1825 году, а также появившийся в начале XX столетия ледерин.
Источник:

Ответ от Mr. Madness ®[гуру]
Тема очень интересна и широка. Еще немного инфо.. .
Переплеты старинных российских книг
На Руси до конца XVII века крышки переплетов делали из дерева и обтягивали кожей.
Через пропилы в досках пропускались кожаные ремни, к которым подшивался книжный блок. Изнутри крышки переплета оклеивались пергаментом, между собой скреплялись застежками или завязками. Литургические книги, а также особые подносные экземпляры, заключались в дорогие переплеты с декоративным золотым, серебряным или медным окладом, украшенным сканью, чеканкой, зернью, цветными эмалями, драгоценными камнями. В качестве фона под оклад использовались бархат, парча, атлас. Обрезы книг раскрашивались, золотились, делались рельефными.
Книги для повседневного обихода заключались в простые переплеты из кожи или холста с металлическими деталями (наугольниками, средниками, «жуками» ) или без них.
С XV века на Руси крышки обиходных переплетов стали украшать слепым тиснением по коже; с XVI века стали использовать тиснение золотом и суперэкслибрисы (тиснение владельческого знака на переплете) .
При Московском печатном дворе с конца XVI века работала переплетная мастерская, изготовлявшая простые кожаные переплеты со слепым тиснением, в которые заключались книги печатного двора, предназначенные для продажи. В центре крышки переплета нередко помещалось вписанное в круг изображение льва и единорога под короной — знак Московского печатного двора. Мастера переплетной мастерской Московского печатного двора занимались и изготовлением особых переплетов для подносных экземпляров книг. Кроме того, по заказу такие переплеты делали в мастерских Посольского приказа и Приказа тайных дел (где работал и сафьяновый завод) .
В XVII веке вместо ровного и плоского корешка книги, практиковавшегося в XI-XVI веках, используется бинтовой корешок: он делится на части поперечными кожаными валиками, скрывавшими дратву, которой крепился книжный блок. Переплетные доски теперь выступают над блоком книги. Впервые на корешок выносят сокращенное название книги.
С XVII века в России для изготовления дорогих подносных изданий стали использовать сафьян (сорт кожи, выделываемый из шкур овец и коз, впервые появившийся в городе Сафи в Марокко) , прочный, красивый по фактуре, дорогой материал, подвергающийся окраске в любые цвета (излюбленными были красный и зеленый) . Кроме кожи для изготовления подносных и владельческих переплетов использовались дорогие ткани — парча, бархат, атлас, шелк.
В начале XVIII века, в петровское время, вместо деревянных крышек переплета начинают использоваться картонные, распространение получают строго и скромно оформленные переплеты с обтянутыми темной кожей крышками. Переплеты могли быть украшены тисненым золотом орнаментом или брызгами краски по поверхности. Вместо кожаных ремней для скрепления книги с переплетом стали использовать более тонкую тесьму.
При Елизавете Петровне в моде были издания, переплетенные в мягкую кожу, бархат и шелк, с золоченым обрезом и богатым тиснением. Практиковалось издание одной и той же книги в нескольких вариантах: индивидуальном подносном, «роскошном» и простом. Например, известная книга «Описание коронации Елисавет Петровны… » (1744) была изготовлена в мастерских Академии наук как раз в трех вариантах. Самый роскошный был из красного сафьяна с тисненым золотом вензелем императрицы. Менее дорогой вариант имел кожаный переплет с тисненым золотом гербом Российской империи, короной, державой и скипетром. Простой вариант не имел украшений...

Ответ от Madeleine[гуру]
Во второй половине XVIII века в России распространение получают новоиспеченные виды переплетов:
Полукожаный (переплет в корешок) , корешок и углы которого обтягивались кожей, а крышки выклеивались пестрой бумагой ручной выделки («под мрамор» , «павлинье перо» , «птичий глаз») ;
Издательский картонаж (переплет в папку) - цельнокартонный переплет, оклеенный одноцветной бумагой с печатным текстом заглавия книги и выходными сведениями, распространение которых было вызвано постепенной демократизацией книжной культуры.
На протяжении XIX - начала XX века технологически улучшались уже знакомые типы и виды книжных переплетов, оттачивались приемы и способы их художественно-полиграфического оформления. В 1870-х годах в русском переплетном деле случается технический переворот, вследствие которого был осуществлен переход от ремесленного способа производства книжных переплетов к фабричному.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Что раньше использовали для изготовления книжных переплётов ?
Переплёт на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Переплёт
Пеумус на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Пеумус
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*