перегородчатая эмаль в древней руси



Перегородчатая эмаль в древней руси

Автор A-stra задал вопрос в разделе Другое

Что представляют собой перегородчатые эмали? и получил лучший ответ

Ответ от Маска Инкогнито[гуру]
Совершенно исключительное значение для изучения эмальерного дела имеют сведения древнейшего его историографа - автора «Трактата о разных ремеслах» пресвитера Теофила, жившего в ХI-ХII вв. Он не только описал процесс изготовления изделий с перегородчатой эмалью, но и отметил достижения Руси в этом сложном искусстве. Знали цену ему и на Руси. Летописцы не раз упоминали «злато с финиптом» в убранстве церквей, а иногда и выражали свое восхищение этими произведениями: «цаты великие с финиптом чудно видением». Г. Д. Филимонов убедительно показал тождество древнерусского «финипт» , позднего «финифть» византийскому «химипет» , восходящему к греческому глаголу «хеш» , что значит «лить, плавить». По существу эмаль-финифть была заменителем драгоценных камней - сапфира, рубина, изумруда, а эмальерное дело сочетало в себе труд рисовальщика и художника-колориста с искусством золотых дел мастера и специалиста-стеколыцика. В Киеве, поблизости от княжеских дворцов, были найдены остатки трех ювелирных мастерских. В них обнаружены несомненные следы эмальерного дела: обломки специальной посуды с остатками золота, серебра, меди, разноцветной эмалевой массы .
«Возьми тонкую пластинку» , - пишет Теофил, указывая на первую операцию, необходимую для изготовления перегородчатой эмали. Получение тонкой пластины золота - операция, которую выполняли со времен античности специальные золотобои-браттиарии. Золото-бой расплющивал кусок золота, затем разрезал полученную полосу на листики, прокладывал их кусочками пергамена, а потом, сложив их стопкой, опять клал под молот - от этого линейный размер листиков увеличивался вдвое.
Далее пластине придавали форму задуманного изделия, например колта. Для этого служил трафарет, подобный найденному при раскопках в Киеве, а для придания пластине выпуклой формы - матрица .
При наложении на матрицу трафарета с контурами предполагаемого рисунка, можно было оттиснуть на золотой пластине углубление - лоток для эмали. «Затем, - пишет Теофил, - ты отрежешь им такую форму, которую ты захочешь заполнить эмалью... ты расположишь очень внимательно и тщательно эти листочки по своим местам и, прикрепив их с помощью мучного клея, поставишь над углями. Когда заполнишь одну часть, ты укрепи ее с чрезвычайной осторожностью, чтобы вся тонкая работа не расплавилась». Теофил не говорит здесь о самой сложной стадии операции, требующей совершенного владения рисунком.
перегородчатая эмаль
Византийские ювелиры достигли в этом непревзойденных высот. За их плечами была многовековая культура рисунка, уходящая корнями в античность. Они столетиями вырабатывали шаблон для изображения, например драпировок, складки которых убедительно передавали движения человеческой фигуры и ее контуры. Русские мастера восприняли от них определенные приемы, восемь вариантов которых четко прослеживаются на изделиях с эмалью. Это углы, ячейки, овалы и дуги, свободные прямые линии, зигзаги, спирали и различные орнаментальные фигуры (кресты, сердечки, круги и т. п.). При этом преобладают все-таки приемы выкладывания перегородок в виде углов и ячеек.
Источник:

Ответ от Мистерия[гуру]
Эмаль, заключенная в ячейках, образованных тонкими металлическими полосками, припаянными на ребро к металлическому фону - называется перегородчатая эмаль.
Перегородчатая эмаль бывает на золоте, серебре и на меди.
Если эмалевое изображение делают на гладком фоне, то на металлической пластине чеканят углубление, соответствующее контурам изображаемой фигуры или орнамента - так исполняется техника перегородчатой эмали.
В это углубление напаивают тонкие металлические ленточки, которые следуют линиям рисунка. Образованные перегородками ячейки заполняются разноцветными перегородчатыми эмалями - это и есть перегородчатая эмаль. После обжига перегородчатая эмаль полируется (в отличие от эмали по скани). Большинство дошедших до нас произведений с перегородчатой эмалью обнаружены в земле, в составе кладов, находимых в Киеве и других местах с 20-х годов XIX в. и вплоть до наших дней. С первых находок этих поражающих совершенством изделий началась и их публикация. Но первая обобщающая работа появилась только в 1853 г. Ее автор И. Е. Забелин выделил из числа найденных к его времени украшений с перегородчатой эмалью «произведения русских мастеров, учеников византийских греков» (Забелин И. Е. , 1853. С. 297). Однако широта охвата - книга была посвящена металлообработке на Руси от домонгольского времени до XVIII в. - помешала автору глубоко изучить произведения именно Киевской Руси. Первым исчерпывающим исследованием одной серии произведений с перегородчатой эмалью оказалась книга Г. Д. Филимонова о Мстиславовом евангелии (Филимонов Г. Д. , 1861). Тщательность стилистического анализа сочеталась в ней с широчайшей эрудицией в области прикладного искусства. Но обещанный автором обобщающий труд по перегородчатым эмалям, к сожалению, написан не был. Эту работу выполнил 40 лет спустя Н. П. Кондаков (Кондаков Н. П. , 1896). Она до сих пор не потеряла своей ценности.
Новым этапом в изучении ремесла в целом и перегородчатых эмалей в частности явился труд Б. А. Рыбакова «Ремесло Древней Руси». В нем впервые вещи с перегородчатой эмалью рассмотрены как свидетельство особой отрасли художественного ремесла. Для решения сложного вопроса семантики изображений и эволюции эмальерного перегородчатого дела большое значение имеют ряд статей Б. А. Рыбакова (Рыбаков Б. А. , 1967, 1969) и книга о прикладном искусстве Руси (Рыбаков Б. А. , 1971). Источниковедческому исследованию главного «поставщика» древних вещей с перегородчатой эмалью - кладам посвятила свою уже упоминавшуюся работу Г. Ф. Корзухина (Корзухина Г. Ф. , 1954). После этого назрела новая задача в изучении перегородчатой эмали - собрать воедино все дошедшие до нас произведения древнерусских мастеров, что и было сделано в работе автора этих строк (Макарова Т. И. , 1975).
Совершенно исключительное значение для изучения перегородчатого эмальерного дела имеют сведения древнейшего его историографа - автора «Трактата о разных ремеслах» пресвитера Теофила, жившего в ХI-ХII вв. Он не только описал процесс изготовления изделий с перегородчатой эмалью, но и отметил достижения Руси в этом сложном искусстве (Там же. С. 128, 129). Знали цену ему и на Руси. Летописцы не раз упоминали «злато с финиптом» в убранстве церквей, а иногда и выражали свое восхищение этими произведениями: «цаты великие с финиптом чудно видением». Г. Д. Филимонов убедительно показал тождество древнерусского «финипт» , позднего «финифть» византийскому «химипет» , восходящему к греческому глаголу «хеш» , что значит «лить, плавить». По существу перегородчатая эмаль-финифть была заменителем драгоценных камней - сапфира, рубина.

Ответ от Нина Дюк[гуру]
Перегородчатые эмали - эмали, в которых эмалевая масса заполняет ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора. Перегородчатые эмали передают четкие линии контура.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Что представляют собой перегородчатые эмали?
Эмаль на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Эмаль
Эротика на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Эротика
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*