павлово посадские платки история промысла



Автор Друг №1 задал вопрос в разделе Другое

Какая история у Посадского платка? и получил лучший ответ

Ответ от Arisha[гуру]
Павлово-посадские платки появились в первой половине XIX века. Зачинателем дела был русский крестьянин из Павловского Посада, в то время села Вохна, Иван Лабзин. о чем свиде¬тельствовал билет, выданный столичной Мануфактур-Коллегией. Заведение И. Д. Лабзина существовало с 1795 г.
Но известность свою фабрика приобрела почти век спустя, когда совладельцами стали Яков Лабзин и Василий Грязнов.
А потом деловые отношения были скреплены и родственными узами – сестра Василия вышла замуж за его компаньона.
На рубеже XIX и XX веков фамилия Лабзина была известна по всей России, его портреты украшали все присутственные места того времени. А городок Павловский Посад люди стали называть не иначе, как Лабзинским Посадом.
После революции вместо мануфактуры образовалось платочное объединение, а имена ее прежних владельцев постарались забыть. Про Василия Грязнова, купца 1 гильдии, которого раньше хотели канонизировать, был снят фильм “О развенчании лжесвятого старца Василия Грязнова”. Был и показательный судебный процесс. Дочь Лабзина - Ольга – бежала. О ее дальнейшей судьбе ходят разные слухи. Кто говорит, что она вернулась, отсидела положенный срок и тихо жила в близлежащей деревеньке. Другие – что удалось ей скрыться за границей. Но все эти перемены не затронули главного – фабрика продолжала выпускать платки с традиционными павловопосадскими узорами.
В наше время сохраняется наци¬ональная, исторически сложившаяся художественная ценность производ¬ства. Меняются лишь его средства: оборудование, красители, способ пере¬носа авторского рисунка на ткань и т. д.

Первоначально платки изготавливались методом ручной набивки, а в 70-х годах ХХ века ручную технологию сменила машинная. С тех пор платки стали не столь многоцветными, поскольку ручная набивка позволяет художнику не ограничивать количество цветов,

Ответ от ЀОшАН[гуру]
ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЕ НАБИВНЫЕ ПЛАТКИ
Лабзин открыл в деревне Миленки предприятие по переработке пряжи. С 1863 г. здесь приступили к крашению платков и, наконец, в 1881 г. перешли к массовому изготовлению набивных платков и шалей.
шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-80-х гг. Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) - один из старейших российских текстильных центров. В 18 - первой половине 19 вв. богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х гг. начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом. Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер. Особенности производства

ссылка

Ответ от QUETSCHEN (модероуничтожитель)[гуру]
Однозначно интересная)

Ответ от Недопустимый псевдоним удалён[гуру]
Один из очагов народной культуры Павловский Посад, где создаются узорные цветные шали и платки. Сила образного, эмоционального воздействия цветущих узорочьем изделий заключена в концентрации духовного творческого опыта, формируемого традицией промысла в культуре времени, в богатстве ассоциативных связей с национальной культурой, природной, исторической средой края.История промысла здесь возникла 200 лет назад и сама по себе весьма примечательна, поскольку открывает одну из важных сил, формирующих культуру народного промысла России, как части национальной культуры, во взаимодействии ее разных уровней. Примечательно то, что у истоков зарождения российских народных промыслов занимала существенное место монастырская культура, наложившая особый отпечаток на духовную и организационную структуру художественного промысла. Вне ее невозможно, например, понять художественную суть Нижегородских промыслов, таких, как Хохломской и Городецкий. Нравственный и эстетический идеал, воспитываемый в народе православием, выражается очень сильно в искусстве русских народных промыслов, что не исключает одну из причин их уничтожения. Зарождение Павловопосадского производства набивных платков имеет свою духовную историю, где само предпринимательское дело опиралось на духовно-нравственные принципы и цели - нести в жизнь красоту как начало, создающее и образующее жизненное бытие, дающее одновременно и средства к материальному благу, обеспечивающее трудовую занятость местного населения. Все это вынашивалось православным сознанием, верностью традициям, чем отличалась старообрядческая среда Павловского Посада. Зачинателем дела, что было характерно для российского предпринимательства в народном промысле, был русский крестьянин из Павловского Посада, в то время села Вохна, с давних пор принадлежащего Троице-Сергиевой лавре. Здесь население, как свидетельствуют документы, по последним изысканиям краеведа Е. Жуковой, отличалось особым благочестием. Предания старины глубокой особенно сохранялись и почитались в округе старообрядческими деревнями. Дети в крестьянской семье учились читать по Часослову и Псалтырю. В домах были старинные книги с цветными орнаментальными заставками. Образ цветущего розана, лилии были для мастера исполнены священного значения, связывались с народными представлениями о древе жизни, о вечном цветении райских садов. Как стало известно из древних актов, крестьянин Иван Дмитриев Лабзин вместе с другими местными крестьянами дал подписку исправнику об уплате ежегодного налога за право заниматься ткачеством, о чем свидетельствовал билет, выданный столичной Мануфактур-Коллегией. Таким образом, заведение И. Д. Лабзина уже существовало с 1795 г. С этой даты и начинается теперь история Павловопосадского художественного промысла, прославившегося богатством цветочных узоров нарядных шалей и платков, ставших известными далеко за пределами России. Народный промысел изначально духовно связан со средой, в которой он зародился. По мере своего расширения и распространения изделий по городам и весям промысел вбирает и творчески претворяет воздействия разных социальных и культурных слоев населения России. Но определяющим стержнем в развитии промысла, самого образа художественных изделий, остаются местная среда, люди с их устойчивым укладом жизни. В середине XIX века совладельцем Якова Ивановича Лабзина (1827-1891), уже правнука основателя, стал Василий Иванович Грязнов (1816-1869), личность особо почитаемая в крае. Народная память запечатлела светлый образ его в своих преданиях. Как управляющий, Василий Иванович вел дела фабрики, вносил в атмосферу ее высокий дух своей личности, человека, состоящего в переписке с современником, известным митрополитом Филаретом. Павловопосадское производство к этому времени было уже очень заметным явлением и значительным заведением. Еще в 1812 г. здесь было произведено две с половиной тысячи шелковых платков, а к середине XIX века павловопосадские шали и платки известны были по всей России и за рубежом.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Какая история у Посадского платка?
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*