О дряни
Автор Ѐуслан Гулин задал вопрос в разделе Литература
помоги те пожалуйста по стихотворению маяковского о дряни написать анализ и получил лучший ответ
Ответ от Марина Дочкина[гуру]
Стихотворение «О дряни» написано в 1920 – 1921 годах, когда оказалось,
что не всё так гладко после революции как ожидалось. Маяковский увидел
тогда всю отвратительность мещанского быта и обрисовал его в этом
стихотворении со свойственной ему критичностью и иронией. Но стоит
заметить, что быт в стихотворении – не предмет сатирического обличения, а
форма выражения политической сущности мещанства.
Главным «героем» в стихотворении является обыватель с мещанскими
интересами, интересами мелкими и ничтожными. Мещанин («иная мразь» ) мечтает
о «тихоокеанских галифищах» , а его жена лишь о том, в чём будет «фигурять» ,
то есть в платье, но с советскими символами: «Без серпа и молота не
покажешься в свете». Весь их быт полон советской символики. Это и портрет
Маркса в красной рамке, и газета «Известия». Даже отношения между ними
стали советскими («Товарищ Надя! » – обращается муж к жене). На основе
только этих фактов, на первый взгляд, можно сделать вывод о том, что
«герой» стихотворения глубоко советский человек. Но это не так. На нём лишь
оперенье советского человека, а на самом деле он мещанин, и многие
мещанские признаки налицо: пианино, самовар. Маяковский своим чутким
сердцем почувствовал опасность таких людей, так как они скрылись за
опереньем советской символики, а на самом деле это всё те же обыватели с
мещанскими интересами. Они опасны ещё и потому, что ловко втираются в
государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений. Поэта
ужасала и мещанская атмосфера, которую несёт с собой обыватель, озабоченный
тем, чтобы «утихомирить бури революционных лон» , чтобы «подёрнулась тиной
советская мешанина». Обыватель, порождённый революционной эпохой, может
только испортить и опошлить революционные представления, а значит и
коммунистические. Для усиления этой мысли В. Маяковский в конце
стихотворения рисует почти фантастическую картину: Карл Маркс оживает и
призывает свернуть шеи «канареицам» , то есть мещанам. Мещанину автор
подобрал выразительный и точный образ «оголтелой канареицы» , которая
серьёзно может «побить» коммунизм. Отчасти этим образом Маяковский
определяет сатирическое звучание стихотворения. Усиливает это звучание
автор многочисленными изобразительно-художественными средствами.
Во-первых, поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами («спаленки» , «потолочек») , что является одним из признаков
иронии. Во-вторых, он заменяет нейтральные слова на эмоциональные.
Например, фраза «на балу в Реввоенсовете» нелепа, так как в Реввоенсовете
не может быть бала; слово «бал» – слово старой эпохи. Маяковский также
употребляет слова убийственно резкие (мурло, зады, мразь) и сталкивает эти
просторечные слова с политическими, то есть использует слова различных
лексических групп. И, наконец, употребляя выразительную гиперболу
(«Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…») ,
выводит изображение на грань абсурда. Строя фразы по принципу стилевого
контраста, Маяковский разоблачает стремление мещан спрятать свою сущность.
Всё это усиливает ироническое звучание стихотворения, выражая
публицистический характер сатиры В. Маяковского