Не то что мните вы
Автор Irina Golovnyova задал вопрос в разделе Домашние задания
анализ стихов тютчева помогите пожалуйста и получил лучший ответ
Ответ от Зайчиха[эксперт]
Анализ стихотворения Тютчева
«Не то, что мните вы, природа… »
Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихи Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.
Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездушного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстаёт как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придаёт более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от природы.
Они не видят и не слышат,
Живут в сём мире, как впотьмах…
В строках стихотворения виден поэт особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Всё в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, всё говорит с ним «понятным сердцу языком» .
Стихотворение начинается со слова «не» , чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. «Душу» , жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех её проявлениях, в стихотворении мы видим те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, а перекрёстный способ рифмовки гармонирует с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на «и» , «а» , и «о» придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно же оно звучит благодаря употреблению устаревших слов («лик» , «чрево» , «древо» ) и ударения («приклеил» ) Особая же смысловая нагрузка создаётся при помощи анафоры:
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?. .
Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение («Солнцы не дышат» , « не совещалась в беседе дружеской гроза») , метафоры («весна не цвела» , «ночь нема была») , сравнения («живут в сём мире, как впотьмах») . Всё это придаёт речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придаёт художественной речи нужную авторскую интонацию.
В стихотворении «Не то, что мните вы, природа» мы видим отточия. Эти строки в своё время были изъяты цензурой, а в последствие утеряны.
И всё же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы. Через всё произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если для них она безлика, то для Тютчева природа – «голос матери самой» . Её образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения, мучительные вопросы.