Мозаика метро
Автор ЏТа,ЧьиДетиЗДОРОВЫиДРУЖНЫ задал вопрос в разделе Прочие искусства
Кто автор мозаики Московского метрополитена? и получил лучший ответ
Ответ от Лика[гуру]
В. А. Фролов в конце 1930-х гг.
До 1917 года имя Владимира Фролова гремело на всю Россию - он в собственной мастерской делал лучшие мозаики в стране, собрал уникальную коллекцию декоративно-прикладного искусства. Но после революции мозаику посчитали.. .излишне религиозной. Ведь ею традиционно украшали церкви. И запретили.
Именно Фролову это искусство обязано своим возрождением в советский период. Алексей Щусев, архитектор мавзолея Ленина в столице, так ценил его работы, что настоял: траурный зал должен быть отделан только смальтой! На эту работу Фролов потратил самое дорогое, лучшее цветное стекло: оно когда-то предназначалось для работ, заказанных Николаем II. С тех пор мозаика была официально разрешена и в советской России. Это, впрочем, не помешало новой власти дважды арестовывать художника по нелепым обвинениям, лишить его личной мастерской и дома, а затем.. .Затем предать его имя забвению.
Как спасти мозаики?
Но Фролов продолжал работать. Теперь уже в мастерской Академии художеств.
И не покидал ее даже во время блокады. Ведь незаконченными оставались панно для Московского метрополитена! В конце концов мозаичист остался один - молодые ученики ушли на фронт, старики умирали от голода. Он мог бы уехать в эвакуацию, Ленсовет принял решение о прекращении работ. Но тогда погибла бы мастерская и почти готовые работы.. .
В жуткий холод в помещении с выбитыми стеклами мастер собирал свое последнее творение. Он смог даже упаковать огромное панно в несколько ящиков. - Оказывается, тогда еще не закрылась навигация, - рассказывает внук художника Владимир Фролов.
- И мозаики вывезли по Ладоге на одном из последних кораблей. Они чудом не затонули во время обстрелов, да и вообще случайно попали на борт. Один матрос рассказал потом, как это было: судно уже отплывало, когда подъехал автомобиль, из которого вышли какой-то офицер и пожилой мужчина - это был мой дед. Он буквально умолял капитана вывезти из блокадного Ленинграда ящики с панно для московского метро. Говорил, что скорее всего больше не успеет сделать ни одной работы, что эта мозаика - последняя в его жизни.. .
Был январь 1942-го. А 3 февраля Владимира Фролова не стало - он умер от истощения в блокадном городе. Ему было 68 лет, и он работал до последнего дня.
(архитектор А. Душкин, 1938 г. Метрострой и Московский метрополитен отметили в 2005 году 100-летие архитектора). Наряду с архитектурными достоинствами этой станции, важной ее достопримечательностью является уральский родонит, украсивший колонны зала. Родонит или орлец, как его издавна называли на Урале, был добыт на знаменитом Малоседельниковском месторождении.
(1987 г. ; архитектор В. Черемин и др; художники Р. Шорчев и Л. Шорчева) это одна из красивейших станций московского метрополитена как по архитектурным достоинствам
Среди исполнителей картин для метро художники Геннадий Андреев, Алексей Загорский, Ирина Клинова и многие другие.
Станция Чеховская
Капризы "дворцовой дипломатии" не раз вносили свои коррективы в оформление подземных дворцов. Вот, скажем, павильон станции "Смоленская" Арбатско-Покровской линии. Его строили в начале 50-х и собирались украсить мозаичным фризом с портретами знаменитых наших полководцев - Суворова, Кутузова и Жукова. Однако в самый разгар работы над эскизами художнику Павлу Корину спустили директиву: Жукова делать не нужно (в то время начались политические интриги против этого героя минувшей войны). У живописца хватило смелости проявить принципиальность: "Раз Жукова нельзя изображать - значит, вообще никаких портретов на фризе не будет! " Так и настоял на своем.