мотивационные слова



Мотивированные и немотивированные слова

Автор Бегемот задал вопрос в разделе Лингвистика

Какие существуют типы словообразовательной мотивации??? и получил лучший ответ

Ответ от ВероNika[гуру]
Словообразовательная мотивация - это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых
либо а) определяется через значение другого (дом - домик (маленький дом) , победить - победитель (тот, кто победил)) ,
либо б) тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (бежать - бег, белый - белизна, быстрый - быстро)
(Однокоренные слова, лишенные названных свойств (например, домик и домище) , не находятся между собой в отношениях мотивации)
- Мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого только одним формантом, называется НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ мотивацией крахмалить – накрахмалить) ,
- а мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого совокупностью формантов, - ОПОСРЕДОВАННОЙ мотивацией (крахмал - накрахмалить )
Различаются два вида опосредствованных мотиваций:
а) Опосредствованные мотивации, имеющие свой аналог среди непосредственных мотиваций. Такие мотивации входят в систему словообразовательных типов и могут быть названы ТИПОВЫМИ. Члены типовых мотиваций различаются между собой совокупностью формантов, которая в других случаях функционирует как единый формант. Так, например, члены мотиваций преподавать - преподавательский, чистый - очистить отличаются друг от друга элементами -тельск-, о- + -и-, представляющими собой соответственно совокупность продуктивных аффиксов -тель (преподавать - преподаватель) и -ск- (преподаватель - преподавательский) , -и- (чистый - чистить) и о- (чистить - очистить) , которая в других случаях функционирует как единый формант - суффиксальный (-тельск-: издеваться - издевательский) или префиксально-суффиксальный (о- + -и-: порожний - опорожнить)
б) Опосредствованные мотивации, не имеющие аналога среди непосредственных мотиваций. Такие мотивации не входят в систему словообразовательных типов и могут быть названы ВНЕТИПОВЫМИ. Члены внетиповых мотиваций различаются между собой совокупностью формантов, которая никогда не функционирует как единый формант. Например, наряду с парами типа влага - влажнеть нет пар, в которых мотивированное и непосредственно мотивирующее отличались бы друг от друга отрезком -не-: все мотивированные глаголы на -не (ть) непосредственно мотивируются прилагательными на -н (ый) , т. е. входят в цепочки типа влага - влажный - влажнеть. Поэтому они выделяют в своем составе суф. -е-, а не -не-. Элемент -не-, которым различаются слова типа влага - влажнеть, не является формантом, так же как и, например, -ни- в грязнить (ср. грязь - грязный - грязнить) , -озность в религиозность (религия - религиозный - религиозность) .
Слово может мотивироваться одновременно несколькими словами, отличающимися от него одинаковым количеством формантов. Такие мотивации могут быть названы НЕЕДИНСТВЕННЫМ,
все остальные мотивации - ЕДИНСТВЕННЫЕ
Слова, имеющие неединственные мотивации, могут относиться либо одновременно к разным способам словообразования, либо к одному и тому же способу словообразования. Так, слово неравенство может рассматриваться и как префиксальное, будучи мотивированным словом равенство, и как суффиксальное, будучи мотивированным словом неравный. Слова типа проверка, починка, мотивированные как глаголами сов. вида (проверить, починить) , так и глаголами несов. вида (проверять, починять) , являются только суффиксальными (суф. -к-)
Неединственные мотивации делятся на СОПРОВОЖДАЮЩИЕ и ОСНОВНЫЕ. Мотивации словами определенной структуры, никогда не бывающие единственными, могут быть названы сопровождающими. Так, мотивация какого-нибудь слова наречием на -о всегда сопровождает мотивацию прилагательным (глупить – глупо –глупый)
Мотивации, которые могут быть единственными, называются основными. Такова, например, мотивация прилагательными существительных со значением помещения типа холодная, кондитерская, большая часть которых имеет сопровождающую мотивацию существительными.
Источник: типы - прописными буквами

Ответ от Ѐоман Игнатович[новичек]
Словообразовательная мотивация - это отношения между двумя однокоренными словами, при которых значение одного из них либо : 1)определяется через значение другого : переводить-> переводчик (тот, кто переводит); 2) либо тождественно другому во всех семантических компонентах, кроме частеречного значения: нежный- нежно; 3)либо полностью тождественно другоу по семантике при различии в стилистической окраске : Афганистан – Афган.

Ответ от Irina fink[гуру]
По количеству мотивирующих слов выделяются единственная и множественная мотивации. Единственная - это мотивация одним мотивирующим словом. Множественная - допускает увеличение количества мотивирующих слов до двух и более слов.
Семантическая формантная мотивация может быть полной и неполной.
Формальная формантная мотивация разграничивается на жесткую и нежесткую (вариативную) .
Жесткая ФФМ - это мотивация формантом, имеющим один морф. Нежесткая ФФМ - это мотивация аффиксами, имеющими алломорфы и варианты, а также аффиксами, которые добавляются при помощи интерфиксов.
Например: 1) студент - студент-к (а) , блондин - блондин-к (а) , 2) возить - воз-чик, сварить – свар-щик, вязать - вяза-(ль) щик. Нежесткая ФФМ не полностью контролирует звучание формантной части мотивированных слов

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Какие существуют типы словообразовательной мотивации???
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*