село грязь
Автор Алёна скребцова задал вопрос в разделе Школы
что означает чёрная грязь. и получил лучший ответ
Ответ от Крис[гуру]
ссылка
Черные грязи? В былине это, безусловно, название географическое. Название либо населенного пункта, либо реки. Это видно, в частности, из фразы: "…ехал мимо Грязи, мимо Черноей". Говорить: "я ехал мимо грязи", имея в виду грязь — слякоть, как-то странно. Но все становится на место, если Грязь — название населенного пункта или реки.
И действительно, в Курской области есть два села с одинаковым названием "Черная Грязь". Первое из них находится на реке Свапе в Дмитриевском районе. Другое — на реке Сейме, против устья Свапы.
Можно предположить, что именно первое из этих сел названо Илье мужичками освобожденного города в качестве начального ориентира на пути в столицу. Тогда освобожденный богатырем город должен был находиться где-то поблизости.
Как раз километрах в пяти севернее села Черная Грязь находится большое городище Старогородское. Проведенные на нем археологические разведки показали, что в эпоху Киевской Руси здесь, по-видимому, был небольшой город. Во всяком случае верхний культурный слой этого городища прочно датируется Х — ХIII веками. Находится Старогородское городище километрах в пятистах от Киева. Такое расстояние указано и в былинах.
Еще один ориентир: мужички предлагают богатырю ехать мимо… березы. Это в лесной-то стороне да на пятисоткилометровом пути принимать березу за ориентир! Пусть покляпую (пониклую) . Да ведь берез по пути будут многие тысячи! Опять все становится на место, если понять березу не как название дерева, а как имя географического пункта-поселения или реки. И опять… километрах в семи к югу от села Черная Грязь, на правом берегу Свапы, находится большое старинное село Береза при устье реки Березы. В селе был когда-то найден большой клад арабских серебряных монет-дирхемов IX—Х веков. Рядом с селом — два городища. На одном из них, на Мойсеевском, в эпоху Киевской Руси было укрепленное славяно-русское поселение.
Далее в былине идет еще одна веха, несколько необычная и, на первый взгляд, таинственная — "Леванидов крест" или "славный Леванидов крест", какой назван в другом месте в былине.
Сейчас нас особенно интересуют кресты, которые на Руси ставились на путях речных. Их высекали на камнях или вырубали из камня и устанавливали на берегу (или в русле реки) либо в местах, опасных для судоходства, либо на раздорожье — там, где река впадала в другую реку или в озеро.
.
Славный Леванидов крест скорее всего стоял на речном раздорожье, при впадении Свапы в Сейм. Пока приходится ограничиться лишь предположением, так как "на своем посту" крест не сохранился. Это не значит, что он пропал безвозвратно. Может быть, лежит или стоит где-нибудь в песке, в иле или в воде в реке, либо на каком-нибудь сельском кладбище.
Но пока не найден еще крест Леванидов, вернемся к остальным вехам, названным в летописи. Во-первых, еще одно село, все с тем же названием — Черная Грязь. Оно, как сказано уже, находится близ устья Свапы. И недалеко от него, там, где, по былинному рассказу, положено быть "поселью Соловьиному", возвышается среди болот городище… Соловейня, или по-другому — Соловень-гора. У местного населения до сих пор бытует предание, что именно здесь и находилось гнездо Соловья-разбойника. Археологические разведки показали, что и здесь было поселение в Х — XIII веках.
Итак: Ахмат в истории Соловьиной Курской земли — Ахматович в былине. Черные Грязи, Береза, поселье Соловьиное в былине — села Черные Грязи, село Береза, городище Соловейня на пути вдоль Свапы в Курской области.
Совпадения? Не многовато ли — сразу и в одном месте?