Автор Annie* задал вопрос в разделе Лингвистика
помогите найти информацию на тему "Речевая ситуация. Параметры ее описания". ОЧЕНЬ НАДО НА ЭКЗАМЕН. и получил лучший ответ
Ответ от Галина Аванесова[гуру]
ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ОБЩЕНИЯ (РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ, РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ, РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ)
Основные признаки речевой ситуации
Основы описания речевой ситуации дал еще Аристотель в своей "Риторике" [Античные риторики. - М. , 1978]. Он писал, что "речь слагается из трех элементов:
из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; он-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя) ".
Помимо говорящего и адресата (лица, к которому обращена речь) , в речевой ситуации часто участвуют и другие, кто является свидетелем происходящего.
Для речевой ситуации также важны отношения между участниками общения, и прежде всего – учет социальной роли участников общения.
Непонимание своей социальной речи участниками общения приводит к конфликтам, проблемам.
Для речевой ситуации чрезвычайно важным является цель речи (зачем говорится о чем-то в данной ситуации) .
Еще Аристотель в "Риторике" обращал большое внимание на цель речей разного типа:
"Для людей, произносящих хвалу или хулу (эпидейктическую речь) , целью служит прекрасное и постыдное". – Цель говорящего в такой речи – показать слушателям, "что такое хорошо и что такое плохо", зажечь в их сердцах любовь к прекрасному и ненависть к постыдному.
"Для тяжущихся (произносящих речь в суде) целью служит справделивое и несправедливое"; один обвиняет, другой защищает или защищается. – Цель говорящего – доказать, что он прав, что его точка зрения справедлива.
"У человека, дающего совет (политического оратора) , цель – польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего".
Современная риторика считает целью говорящего тот результат, который говорящий хочет получить от своей речи. Говоря, человек совершает поступок (речевое действие) , поскольку, как уже говорилось выше, сила воздействия слова велика.
Типы речевых поступков в современной риторике классифицируются исходя из целей говорящего. Какие же цели может иметь говорящий? И какие речевые поступки он может совершать? Назовем основные. .
Подробнее: http:// uprav. biz/materials/education/view/3354.html?next=4 (убрать пробелы! )
Учебно-речевые ситуации обучения:
Смотрите также и (Последнее, кажется, вмещает в себя всё, что нужно.)