киев мать городов русских



Кто назвал киев матерью городов русских

Автор Какой уж есть. задал вопрос в разделе Прочее о городах и странах

Кто назвал Киев - "матерью городов русских". и получил лучший ответ

Ответ от ДИНамовец По духу[гуру]
Поход Олега в Византию действительно имел место, но его летописное описание, количество участвовавших в нем воинов, наконец, его результаты – ничего общего не имеют с реальностью. А было, по всей видимости, вот что: после убийства Аскольда и Дира, которые, как известно, заключили ряд выгодных политических и торговых договоров с Византией, Олегу было необходимо любой ценой не утратить связь с Константинополем. Это было тем более важно, что речь шла не только о южной или северной Руси, но о едином государстве, во главе с Киевом, провозглашенным Олегом «матерью городов русских» . Иными словами, даже имевшие место договорные обязательства между Русью и Византией, должны были быть пересмотрены – Русью, потому что речь шла о новой могучей державе, и Византией – хотя бы по той причине, что договора заключались с Аскольдом, но уж никак не с Олегом. Следовательно, с одной стороны могла сложиться ситуация непризнания Византией законности власти Олега, а с другой – растущие амбиции самого Олега, способного диктовать свою волю не только подвластным ему славянским племенам, но и самому Константинополю. Таков, по нашему мнению, узел конфликта, который и обусловил начало нового переговорного процесса, подкрепленного для пущей убедительности, демонстрацией силы. Каково было реальное число судов, отправленных Олегом к Византии, неведомо, но согласитесь, не случайна сама цифра, фигурирующая у Нестора-летописца – 2 000 судов, т. е. ровно в десять раз больше, чем у воинов Аскольда, пришедших всего с 200 судами. Имеем ли мы дело с художественным вымыслом и преувеличением или же с реальным фактом – очевидно, что подобная демонстрация, названная в дальнейшем походом Олега, достигла своей цели в общем переговорном процессе, завершившемся, как известно, выгодными договорами 907 и 911 годов.
Победа, по словам Нестора-летописца, одержанная Олегом над Византией и послужила причиной того, что народ назвал князя Вещим, т. е. мудрым, кудесником, волхвом. В истории существует несколько интерпретаций прозвища Олега включающих даже легенду об укусе змеи (см. новейшие учебники по истории Украины) , хотя в таком случае, Олега должны были бы прозвать Олег Укушенный или Олег Ужаленный. Что же касается победительности, успешности и неуязвимости в ратном деле, то для такого человека в старину было одно название – человек Божий, т. е. тот, кто ходит под Богом. Именно богатырей, ратников, выходивших на великое войско в одиночку или с малой силой и побеждавших в честном бою, оставаясь целыми и невредимыми, звали именем Бога. Это потом божьими людьми назовут блаженных, юродивых, отшельников – всех тех, кому глубоко противно всякое насилие и ратные подвиги. Так что вопрос - почему дали прозвище Волхва, Кудесника победителю Византии, остается открытым. Возможно, то что для Нестора-летописца было само собой разумеющимся, а именно – раз был поход, то он был бескомпромиссным, явленный во всей своей жестокости, итогом которого стал унизительный для Византии договор – это лишь сознательное принятие желаемого за действительное, или же, как сказали бы сегодня - заказ эпохи.

Ответ от Никита Панов[гуру]
мэр киева =D

Ответ от ЁВЕТЛАНА зинченко[новичек]
это не название это фкат истории

Ответ от Dolores[гуру]
Обращу Ваше внимание на первые строки «Повести...» : «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». Именно «В КИЕВЕ». История других городов для автора летописных строк не столь важна, а интересна только в качестве придатка к истории Киева. Читая основные летописи, нетрудно заметить, что все они описывают события, основываясь на том, что Киев — географический и политический центр. И все описываемые города и реки находятся на небольшом отдалении от него. Подробное же описание событий, происходящих в Северо-Восточной Руси, начинается лишь с момента убийства Андрея Боголюбского, а это уже вторая половина XII века.
Согласно Псковской Синодальной летописи Киев был основан в 854 году. В Новгородской первой летописи под этим годом отмечено: «Начало земли Русской» , далее идет рассказ о трех братьях: Кие, Щеке и Хориве.
Вот что сказано про них в «Синопсисе 1735 года» : «Старший брат Кий основал град на горе над рекою Днепром и нарек его от своего имени Киев, какого же лета, летописцы российские не пишут…
киев мать городов русских
Многие историки пытались объяснить происхождение фразы: "Киев - мать городов русских". Так, Карамзин считал его первоосновой выражение «сама мать» (т. к. Киев — мать городов русских). Но для середины X века данная характеристика Киева явно несвоевременна (Киев еще не стал центром Руси) , и, следовательно, к мнению ученого относиться серьезно нельзя.
По мнению Д. С. Лихачёва выражение «мать городов» представляет собой семантическую кальку с греческого «метрополия» (от греч. μήτηρ — мать и греч. πόλις — город) , то есть данный фрагмент — объявление Олегом при вокняжении Киева «матерью городов русских» — являлся провозглашением Киева столицей его владений.
Греческое происхождение фразы породило гипотезу о наличии византийских письменных источников о правлении князя Олега в распоряжении автора Повести временных лет: есть вероятность, что рассказы об Олеге записаны росами, служившими в Византии в X-XI вв.

Ответ от Mikhail Basmanov[эксперт]
После распада империи Аттилы (в наших энциклопедических справочниках, кстати, говорится, что он расширил свою державу на Востоке до Волги и на Западе – до Рейна; это неверно, восточной границей его империи служил Енисей, а западной – Лаба, то есть Эльба, население между Лабой и Рейном только платило ему дань) в Южной Руси установилось своеобразное республиканское правление, во время которого на так называемых конных съездах князей и старшин родов (слово «род» означало не какое-то фамильное родство, а административно-территориальную единицу, как теперешние области и районы) избирались сроком на шесть лет три главных руководителя государства: верховный воевода и два равных в правах великих князя, ведавших гражданскими и судебными делами.
Так вот, в нехристианской летописи под годом 525-м (456 г. христианской эры) сказано, что в Голуни состоялся конный съезд, на котором великими князьями избраны Щек и Хорив, а верховным воеводой – Лыбедь, годом позже совершивший победоносный поход на Цареград и вернувшийся с большой данью и необходимым для Руси межгосударственным договором.
На том же конном съезде было решено переименовать торгово-ремесленный центр на Непре («не пря», то есть мирная река) Бусовград («бус» – аист; отсюда Бусовград – город гостей, то есть купцов) в Киев (по-древнерусски это значит «посох в движении»), что говорило о желании россичей отныне не только принимать здесь иностранных торговых гостей, но и сам отправлять отсюда по Непре торговые караваны в Византию (Лыбедь ходил в поход на Царь- град специально, чтобы принудить Византию заключить с Русью торговый договор и пропускать её суда через проливы) и другие страны Средиземноморья, главным образом с хлебом, кожами, мехами, мёдом, воском, льном и пенькой, и белорыбицей – осетровыми, которых в Днепре и Роси водилось тогда в изобилии. Русь производила в то время много и других товаров, в том числе варила высокоуглеродистую сталь, из которой ковались самые лучшие в Европе мечи, насошники, ножи и наконечники стрел, но металлом россичи не торговали и своё умение варить сталь держали в строжайшем секрете.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Кто назвал Киев - "матерью городов русских".
Мать городов русских на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Мать городов русских
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*