Мартыново
Автор Ольга Александрова задал вопрос в разделе Прочее о городах и странах
Кто такие кацкари и где они проживают в России? и получил лучший ответ
Ответ от Dolores[гуру]
Как утверждают представитель этого народа - кацкари – это ни в коем случае не национальность; это малая этническая группа русского народа, субэтнос – как, например, казаки.
Живут кацкари в своей волости - Кадке или же Кадском стане. Это местность, расположенная в бассейне реки Кадки, от которой и получила свое название. Впервые волость Кадка была упомянута в документах в 1461 году – в завещании Василия II. А Кацким станом названа в 1575 году, при Иване Грозном, когда велась очередная реформа самоуправления и волости переименовывали в станы. Интересно, что в те времена вся страна была разбита на волости или станы, но только здесь это прижилось, стало самоназванием местности.
Изначально Кадка являлась частью Угличского княжества, затем – Угличского уезда. Сейчас приречная территория поделена между тремя районами Ярославской области – Угличским, Мышкинским и Некоузским. Но это не мешает кацкарям чувствовать себя сплоченной населенческой общностью.
Кацкари – люди русские, да непростые: себя называют кацкарями, а всех остальных – «заволосные» , то есть за волостью Кадкой живущие. С точки зрения этнологов, наличие самоназвания и противопоставление себя окружающим – верный признак малой этнической общности, или субэтноса.
У кацкарей свои обряды и легенды, свой диалект.
Особенностей у кацкарей «цельнёё голомёно» : кацких диалектных слов, например, около 2000, и если «бахорить по-кацкие, заволосные-то не больнё и смустят, про што розговор». Кацкий фольклор представлен «прибайкям» (небольшими стихами) , «укоронам» (мифами) и «коменничаньями» (пьесами деревенского театра) .
Можно найти особенности и в быту, и в способах хозяйствования; чтобы собрать, сохранить и показать всё кацкое своеобразие, и был затеян Этнографический музей кацкарей.
... Счастье кацкарям приносит Белая Корова. В виде этого мифологического существа далекие предки местных жителей представляли себе солнце. (Впрочем, во многих языческих верованиях белая корова, белый бык - солнечное божество) .
Еще есть Белая Кобылица - Смерть. О ней кацкари не особо любят рассказывать. А Белую Корову с удовольствием поминают. "К тебе, видно, Белая Корова пришла! ", - скажут здесь человеку, которому в чем-либо повезло.
Они солнцепоклонники. Однако их древняя языческая вера за много веков впитала в себя и христианские традиции.
Вот и на гербе Кацкой волости языческие символы - солнечный знак и два топора - соседствуют с православным крестом. О топорах - отдельная история, свое предание. Был, местные старики рассказывают, такой Чугрей - некая злая сила, похищавшая мужиков. Ничего он не боялся, кроме... топора. Поэтому был у мужчин в этих краях обычай: выходя из дома, перерубать за собой топором след крест-накрест. А главный кацкий храм именуется Никольский на Топоре, или же Никола-Топор.. .
Источник:
Есть такое место Кацкий стан в Угличском районе Ярославской области, недалеко от Мышкина. В самом его центре - село Мартыново. Кацкий стан – территория самостоятельного субэтноса – кацкарей. Живут они по реке Кадке в 80 селах и деревнях с самых древних времен. Благодаря учителю Сергею Темняткину после советского забвения кацкари вновь обрели свою идентичность.
Имя свое субэтнос получил от названия реки – Кадка. По легенде, во время нападения на Русь монголотатар все, кто вышел сражаться с ними, погибли. Хоронить павших было некому, и от разложившихся воды реки наполнились трупным ядом. Оставшихся в живых спас мужик, который нашел в русле реки родник и посадил на него кадушку. Когда вычерпали ядовитую воду, кадушка наполнилась чистой ключевой водой. Так родился призыв «Пошли на кадку!» , появилось название реки и субэтноса.