изба на курьих ножках



Избушка на курьих

Автор Галина Филянова задал вопрос в разделе Золотой фонд

Почему в русских народных сказках избушка на курьих ножках? и получил лучший ответ

Ответ от Secret[гуру]
1. Они на самом деле КУРНЫЕ
см Курная изба
Древний погребальный обряд включал в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп.
избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица-священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему наш сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках-чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.
Куриные ноги — всего лишь «ошибка перевода» .
«Курьими (курными) ножками» славяне называли пеньки,
на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках.
С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира) , то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти. Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.) . Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых) . Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)» . «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём» . (Энциклопедия «Славянская мифология и эпос» , ст. «Верования древних славян» )
2 Курья ножка — развилка одной дороги на три.
Избушка на курьей ножке — избушка, стоящая на развилке
Походит на правду, но не правда.
Ещё одна попытка

Ответ от Дождь.[гуру]
Генезис Избушки на курьих ножках
В русских народных сказках Баба Яга - один из самых загадочных и колоритных персонажей, а ее обиталище - избушка на курьих ножках, пожалуй, самое загадочное сказочное жилище.
Мне всегда было интересно, какова реальность, лежащая под толстым слоем вымысла, так как я никогда не сомневался, что странная конструкция избушки имеет какой-то реальный прототип.
Для начала наиболее общепринятая версия о избушке. Вкратце изложена здесь.
Поскольку Баба Яга выступает как представительница мира мертвых (хотя, на сколько я могу судить, это напрямую ниоткуда не следует) или проводник в оный, многие исследователи делают из этого выводы о том, что Бабу Ягу нужно непременно связывать с погребальными культами древних славян.
Древние славяне кремировали своих предков, а после кремации помещали прах в особые могильные домики на высоких столбиках. Вот такие могильные домики, по мнению исследователей, и являются прообразом сказочной избушки .
Отголоски языческого обряда дошли и до наших дней.
На погостах русского Севера и по сей день можно увидеть на могилах вот такие кресты-домовины:
И в ступе - не менее чудном чем домик транспортном средстве бабы Яги - тоже видят связи с погребальным культом. У индусов так вообще ступа - культовое погребально-мемориальное сооружение.
Ну так тож у индусов!
Но правда говорят, и в отечественных захоронениях ступа весьма частовстречающийся артефакт.
В принципе, мне эта погребальная версия даже нравится. Стройная, логичная…
И до тех пор, пока я не открыл книгу по русской архитектуре, я в ее правильности не сомневался.
Однако всегда смущало одно НО.
В сказках избушка ВРАЩАЕТСЯ.
Чего о могильных домиках, конечно, не скажешь.
Вообще, надо сказать, домики на столбах для древнерусского зодчества явление вполне обыденное. На столбы или пни ставили и амбары, и колокольни, и жилые постройки. Во-первых, холодно, во-вторых: весенний разлив воды, в-третьих : мыши…
Но только один тип постройки на одном из этих столбов вращался.
Это, конечно… МЕЛЬНИЦА…
Слово учебнику:
Русскими плотниками создано много разнообразных и остроумных вариантов мельниц. Уже в наше время зафиксировано более двадцати разновидностей их конструктивных решений. Из них можно выделить два принципиальных типа мельниц: «столбовки»
Мельницы столбовки:
а - на столбах; б - на клети; в - на раме.
и «шатровки». Первые были распространены на Севере, вторые — в средней полосе и Поволжье. Оба названия отражают также принцип их устройства.
В первом типе мельничный амбар вращался на врытом в землю столбе. Опорой служили либо дополнительные столбылибо пирамидальная бревенчатая клеть, рубленная « в реж» ,либо рама.
Принцип мельниц-шатровок был иной
Мельницы шатровки:
а - на усечённом восьмирике; б - на прямом восьмерике; в - восьмерик на амбаре.
нижняя их часть в виде усеченного восьмигранного сруба была неподвижной, а меньшая по размеру верхняя часть вращалась под ветер. И этот тип в разных районах имел немало вариантов, в том числе мельницы-башни
Не она ли, типичная для русского севера мельница-столбовка и есть избушка на курьих ножках ?
Что мне особо нравится в этой гипотезе, так это то, что при таком раскладе не приходится выдумывать погребальное объяснение ступе.
Ступа является весьма логичным атрибутом для хозяйки мельницы. Ибо СТУПА - это МЕЛЬНИЦА и есть, только ручная.
На заброшенной мельнице в народных сказках как правило живет всякая нечисть. Однако, в большинстве случаев, мельница все-таки олицетворяет добро и достаток. Поэтому не понятно, почему она оказывается в руках злого персонажа (впрочем, злого ли?) .

Ответ от Асланчик[активный]
на самом деле это были курильные дома в древности! в них курили, и дым вываливался на улицу и плыл по земле!
именно поэтому начали говорить курьих - накуренных. а потом миф усовершенствовали и пририсовали ножки куринные. вот откуда

Ответ от Ѝйвинд Гроза Фиордов[гуру]
Читал что она символизировала границу между миром живых и мертвых, а у славян был обычай ставить гробы с покойниками на столбах вдоль дорог. Отсюда это перешло в фольклор

Ответ от Пользователь удален[новичек]
Просто сказка она на то и есть, что бы там было что то удивительное, которое никогда не встретится в обычном для нас мире!

Ответ от Serpent Underkill[активный]
В старину избы на берегах рек ставили на деревянные сваи (толстые деревья с корнями, внешне напоминающие куриные ноги). Очень часто в таких избах жили ведуньи.

Ответ от Дмитрий Васильевич[гуру]
А че, на гусеницах должна быть чтоль?.. .
Или иметь поворотный механизм (к лесу - задом, ко мне - передом) как у телескопов-абсерваторий?...

Ответ от Yanna_ne4to@mail.ru[гуру]
Потому что фантазия у сказачников богатая

Ответ от †Дмитрий†[мастер]
Что бы легче было поворачиваться и взлетать.

Ответ от Dusya[эксперт]
Уже тогда мечтали о небоскребах

Ответ от Vector Intellect[гуру]
"Курьи ножки" - ошибка перевода. Должно было быть = кривые покосившиеся ножки (опоры)

Ответ от Ё.А.Н:.[гуру]
В заливных, пойменных лугах и болотистой местности ставили временные охотничьи домики и сторожки на сваях.. В ненастные сезоны в них никто не жил, да и стояли они на отшибе от сёл и деревень.. Вот бабуля и жила в таком, подале от народа..

Ответ от Карина[мастер]
говяжьи были бы не о чем))

Ответ от фоня[гуру]
курьи это не куриные, а обкуренные дымом. в древности когда человека хоронили, деревянный гроб ставили на сваи, а снизу зажигали костер. люди верили, что душа с дымом костра поднимается в небо. отсюда появилась баба-яга--нечисть, живущая в таком гробике

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Почему в русских народных сказках избушка на курьих ножках?
Инсоляция на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Инсоляция
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*