Автор Єезалис Романова задал вопрос в разделе Домоводство
История Вологодского кружева - а что Вы об этом знаете? и получил лучший ответ
Ответ от ~ АкваМаринка ~[гуру]
Как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда. Под названием «вологодское» часто подразумевалось русское кружево вообще. Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII-XVIII вв. До XIX в. кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX в. в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX в. кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов.
Самый старый предмет вологодской работы сохранился в виде куска от подзора с прошвой парной техники и сцепным краем. Они соединены узкой проставкой из полотна. Узор прошвы — парные завитки и кружочки — маловыразителен, но отчетливо выделяется на решетки «пять дырочек». И сам узор, и решетка заимствованы. Почти тождественно им кружево, которое происходит из Германии и относится к XVII веку. Но немецкий образец чрезвычайно тонкий, и рисунок плохо различим. В вологодской прошве нить намного толще.
Если основная часть русского кружева указанного времени была цветной или имела цветную обводку сканью, то вологодское почти всегда белое. В виде исключения исполнялось целиком цветное, с металлической сканью. В нем нет разнообразия используемых материалов. Идущая на плетение пряжа — домашнего изготовления, хорошего качества, но не тонкая. Этим в значительной степени объясняются изменения, вносимые мастерицами в кружевные узоры-образцы, многие из которых, особенно иностранные, выполнялись из чрезвычайно тонкой нити. Благодаря своей пряже вологодские изделия славились прочностью. В самом городе Вологде плели более сложное кружево: или целые предметы, или широкое мерное (около 40 см шириной) , которое требовало до 300 пар коклюшек и соответственно отличного мастерства.
К середине XIX века относится прекрасное сцепное кружево с решетками из шелка нежных тонов и металлической пряденой нити. Его происхождение не совсем ясно, но безусловно связано с городской культурой. Скорее всего оно плелось в Вологде, ибо зачастую сопровождает вологодские строчевые подзоры. Особенно хороши крупные вещи этого типа, и все же наличие цветных решеток делает его для Вологодской губернии исключительным.
Парное кружево больше подвергалось износу, поскольку оно связано с носильными вещами. Может быть, и поэтому старинных узоров этого рода, происходящих из города, не сохранилось.
Начиная с 1820-х годов плетение распространяется все шире, оно охватывает Вологодский, Грязовецкий, Кадниковский, Тотемский уезды. Многие узоры в деревнях бывшего Кадниковского уезда сильно напоминают характер тонкого кружева со сканью, образующий силуэт мотива.
Основой вологодского промысла было мерное кружево. Преобладало парное плетение и геометрический орнамент.
В самом конце XIX века многие рисунки русского кружева стали перемещаться из одной области в другую, в зависимости от спроса. К такому занесенному рисунку относится красивое кружево, состоящее из колец с накладными венками из насновок и розетками внутри колец. Его плели в Орловской губернии. В это же время традиционное белое вологодское кружево все чаще оживляется цветной сканью, а в отдельных случаях исполняется целиком.Источник:
История появления и развития кружев полна загадок и противоречий.Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу.Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т. е. брабантскую) нитку» .«Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели», - писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы» .До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С. А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики» , поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.Немного позднее в Вологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого «белозерского» манера с плетешковыми решетками. Так и получился знаменитый, и ставший модным, «вологодский манер» . Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмы и т. п. А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин.
«Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели», - писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы» .До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы. История развития кружевного промысла на вологодской земле насчитывает не одно столетие. Самые ранние кружева, сохранившиеся в музейных коллекциях, относятся к XVII-началу XVIII вв. Это мерные с геометрическим орнаментом кружева – выплетены из золотных, серебряных нитей или мишуры.В XVIII веке распространение получили нитяные – льняные, шёлковые и хлопчатобумажные кружева. В Вологде первая кружевная фабрика была основана в 1820 году помещицей Засецкой, работали на ней крепостные девушки. Постепенно искусство плетения кружева распространилось на близлежащие территории, крупные центры сформировались в Вологодском, Кадниковском, Грязовецком уездах. В каждой местности появился свой неповторимый стиль, орнаментальные мотивы, однако Вологда стала географическом и художественным центром промысла.В историю вологодского кружева вошли мать и дочь Брянцевы, которым приписывается создание особого «вологодского манера» плетения с плавно изгибающейся линией рисунка. Благодаря их усовершенствованию появилась возможность создавать штучные вещи: палантины, накидки, пелерины и т. д.В 1893 году в губернии насчитывалось 4 тысячи кружевниц, а в 1913 году – более 39 тысяч. Вологодские кружева получили признание на выставках в Филадельфии (1876 г.) , Чикаго (1893 г. ) и Париже (1925 г.) .Узоры плетёного кружева зависят от техники плетения. В Вологде было распространено как парное, так и сцепное кружево. самым трудоёмким считается парное, в котором узор и фон выплетаются одновременно и зачастую требуется огромное количество пар коклюшек. Основой сцепного кружева служит непрерывная тесьма – полотнянка или «вилюшка» , которая и создаёт всё богатство орнаментального узорочья. Сцепное кружево выплетается отдельными частями, которые затем сцепляются крючком.В 1920-е годы было организовано около 50 кружевных артелей, в 1928 году в Вологде создана профтехшкола, а в 1935 году – художественная лаборатория. В 1964 году образовано кружевное объединение «Снежинка» , ныне Вологодская кружевная фирма «Снежинка» . Большой вклад в развитие кружевного промысла внесли такие талантливые художники как Груничева М. Н. , Сибирцева В. В. , Исакова К. В. , Веселова В. Д. , Ельфина В. Н.
Здесь бы надо добавить как во время войны кружево обменивалось на продукты.