история вологодского кружева



Автор Єезалис Романова задал вопрос в разделе Домоводство

История Вологодского кружева - а что Вы об этом знаете? и получил лучший ответ

Ответ от ~ АкваМаринка ~[гуру]
Как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда. Под названием «вологодское» часто подразумевалось русское кружево вообще. Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII-XVIII вв. До XIX в. кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX в. в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX в. кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов.
Самый старый предмет вологодской работы сохранился в виде куска от подзора с прошвой парной техники и сцепным краем. Они соединены узкой проставкой из полотна. Узор прошвы — парные завитки и кружочки — маловыразителен, но отчетливо выделяется на решетки «пять дырочек». И сам узор, и решетка заимствованы. Почти тождественно им кружево, которое происходит из Германии и относится к XVII веку. Но немецкий образец чрезвычайно тонкий, и рисунок плохо различим. В вологодской прошве нить намного толще.
история вологодского кружеваистория вологодского кружеваистория вологодского кружева
Если основная часть русского кружева указанного времени была цветной или имела цветную обводку сканью, то вологодское почти всегда белое. В виде исключения исполнялось целиком цветное, с металлической сканью. В нем нет разнообразия используемых материалов. Идущая на плетение пряжа — домашнего изготовления, хорошего качества, но не тонкая. Этим в значительной степени объясняются изменения, вносимые мастерицами в кружевные узоры-образцы, многие из которых, особенно иностранные, выполнялись из чрезвычайно тонкой нити. Благодаря своей пряже вологодские изделия славились прочностью. В самом городе Вологде плели более сложное кружево: или целые предметы, или широкое мерное (около 40 см шириной) , которое требовало до 300 пар коклюшек и соответственно отличного мастерства.
К середине XIX века относится прекрасное сцепное кружево с решетками из шелка нежных тонов и металлической пряденой нити. Его происхождение не совсем ясно, но безусловно связано с городской культурой. Скорее всего оно плелось в Вологде, ибо зачастую сопровождает вологодские строчевые подзоры. Особенно хороши крупные вещи этого типа, и все же наличие цветных решеток делает его для Вологодской губернии исключительным.
история вологодского кружева
Парное кружево больше подвергалось износу, поскольку оно связано с носильными вещами. Может быть, и поэтому старинных узоров этого рода, происходящих из города, не сохранилось.
Начиная с 1820-х годов плетение распространяется все шире, оно охватывает Вологодский, Грязовецкий, Кадниковский, Тотемский уезды. Многие узоры в деревнях бывшего Кадниковского уезда сильно напоминают характер тонкого кружева со сканью, образующий силуэт мотива.
история вологодского кружева
Основой вологодского промысла было мерное кружево. Преобладало парное плетение и геометрический орнамент.
В самом конце XIX века многие рисунки русского кружева стали перемещаться из одной области в другую, в зависимости от спроса. К такому занесенному рисунку относится красивое кружево, состоящее из колец с накладными венками из насновок и розетками внутри колец. Его плели в Орловской губернии. В это же время традиционное белое вологодское кружево все чаще оживляется цветной сканью, а в отдельных случаях исполняется целиком.Источник:

Ответ от Hexe[гуру]
История появления и развития кружев полна загадок и противоречий.Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу.Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т. е. брабантскую) нитку» .«Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели», - писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы» .До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С. А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики» , поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.Немного позднее в Вологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого «белозерского» манера с плетешковыми решетками. Так и получился знаменитый, и ставший модным, «вологодский манер» . Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмы и т. п. А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин.

Ответ от ДИНамовец По духу[гуру]
«Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели», - писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы» .До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы. История развития кружевного промысла на вологодской земле насчитывает не одно столетие. Самые ранние кружева, сохранившиеся в музейных коллекциях, относятся к XVII-началу XVIII вв. Это мерные с геометрическим орнаментом кружева – выплетены из золотных, серебряных нитей или мишуры.В XVIII веке распространение получили нитяные – льняные, шёлковые и хлопчатобумажные кружева. В Вологде первая кружевная фабрика была основана в 1820 году помещицей Засецкой, работали на ней крепостные девушки. Постепенно искусство плетения кружева распространилось на близлежащие территории, крупные центры сформировались в Вологодском, Кадниковском, Грязовецком уездах. В каждой местности появился свой неповторимый стиль, орнаментальные мотивы, однако Вологда стала географическом и художественным центром промысла.В историю вологодского кружева вошли мать и дочь Брянцевы, которым приписывается создание особого «вологодского манера» плетения с плавно изгибающейся линией рисунка. Благодаря их усовершенствованию появилась возможность создавать штучные вещи: палантины, накидки, пелерины и т. д.В 1893 году в губернии насчитывалось 4 тысячи кружевниц, а в 1913 году – более 39 тысяч. Вологодские кружева получили признание на выставках в Филадельфии (1876 г.) , Чикаго (1893 г. ) и Париже (1925 г.) .Узоры плетёного кружева зависят от техники плетения. В Вологде было распространено как парное, так и сцепное кружево. самым трудоёмким считается парное, в котором узор и фон выплетаются одновременно и зачастую требуется огромное количество пар коклюшек. Основой сцепного кружева служит непрерывная тесьма – полотнянка или «вилюшка» , которая и создаёт всё богатство орнаментального узорочья. Сцепное кружево выплетается отдельными частями, которые затем сцепляются крючком.В 1920-е годы было организовано около 50 кружевных артелей, в 1928 году в Вологде создана профтехшкола, а в 1935 году – художественная лаборатория. В 1964 году образовано кружевное объединение «Снежинка» , ныне Вологодская кружевная фирма «Снежинка» . Большой вклад в развитие кружевного промысла внесли такие талантливые художники как Груничева М. Н. , Сибирцева В. В. , Исакова К. В. , Веселова В. Д. , Ельфина В. Н.

Ответ от Natalya ponomarenko[новичек]
Здесь бы надо добавить как во время войны кружево обменивалось на продукты.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: История Вологодского кружева - а что Вы об этом знаете?
Вологодское кружево на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Вологодское кружево
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*