Герой нашего времени история создания романа
Автор Ўлия задал вопрос в разделе Школы
история создания романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", художественные особенности и получил лучший ответ
Ответ от Алла Павлова[новичек]
"Геройнашего времени" - одна из первых попытоксоздания в русской литературепсихологического реалистического романа.Цель, замысел М. Ю. Лермонтова - показатьсовременного ему человека, его психологию,как сам автор отмечает, "...портрет,составленный из пороков нашего поколения, вполном их развитии".Для того,чтобы воплотить свой замысел, раскрытьхарактер героя наиболее полно, объективно,писатель использует необычноекомпозиционное построение романа: здесьнарушена хронологическаяпоследовательность событий. Необычна нетолько композиция романа. Это произведениепредставляет собой уникальныйжанровый сплав, соединение различныхжанров, уже освоенных русской прозой: здесьиспользованы и путевые записки, и светскаяповесть, и излюбленныйромантиками дневник-исповедь. РоманЛермонтова -социально-психологический инравственно-философский. "В основнойидее романа лежит важный современныйвопрос о внутреннем человеке", - пишетБелинский. Стремление автора достигнутьмаксимальной объективности имногогранности в изображении главногогероя вынуждает его прибегнуть кнестандартной структуре повествования:автор как бы передоверяет рассказ о своемгерое то странствующему офицеру, то МаксимМаксимычу, то самому Печорину.Если мызахотим восстановить хронологию событий,описываемых в романе, то начать следует спроисшествия в Тамани, через которуюпроходит путь героя на Кавказ. В Пятигорскеи Кисловодске Печорин пробудет околомесяца ("Княжна Мери"), откуда будетсослан за дуэль с Грушницким в крепость. Изкрепости Печорин отлучается в казачьюстаницу ("Фаталист"), по возвращенииего в крепость и разыгрываетсяистория с похищением Беллы. Затемпроисходит последняя встреча с Печориным,уже не военным, а светским человеком,отъезжающим в Персию ("Максим Максимыч").А из предисловия офицера-повествователя мыузнаем о смерти героя. Таковы события жизниГригория Александровича Печорина в иххронологической последовательности. НоЛермонтов определил порядок расположениячастей, следующих друг за другом вне хронологии реальных событий, потому чтокаждая из повестей играла свою особуюзначимую роль в системе всего произведения.Читаяповесть "Максим Максимыч", мызнакомимся с портретом Печорина, такпсихологически тонко и глубоко написаннымобразованным и знакомым с писательскимтрудом офицером-повествователем. Онзамечает и белую кожу Печорина, инесмеющиеся, полные грусти глаза, и "благородныйлоб", и "породистую* красоту, ихолодность Печорина. Все это одновременнопривлекает и отталкивает читателя.Непосредственный взгляд на портрет герояделает его несравненно ближе к читателю,нежели та система повествователей, черезкоторую мы знакомимся с Печориным в главе"Бэла". (Максим Максимыч рассказываетисторию путешественнику-офицеру, тот ведетпутевые заметки, и уже из них обо всемузнает читатель) .Затем автороткрывает перед нами исповедальныестраницы "Журнала Печорина". Мы видимгероя опять в новом ракурсе -такого, какимон был наедине с самим собой, каким могпредстать только в своем дневнике, ноникогда бы не открылся перед людьми. Этоподтверждается и словами из предисловия к"Журналу Печорина", из которых ясновидно, что он не предназначался для чужогоглаза, а тем более для печати. Это было "следствиенаблюдения ума зрелого над самим собой",и написан он "без тщеславного желаниявозбудить участие или удивление". ТакЛермонтов, используя подобную "расстановку"глав своего романа, максимально приближаетглавного-героя к читателю, позволяетзаглянуть в самую глубину его внутреннегомира.Внимательноперелистывая страницы "Тамани", "КняжныМэри" и "Фаталиста", мы, наконец,постигаем характер Печорина в егонеизбежной раздвоенности. И, узнаваяпричины этой "болезни", вникаем в "историюдуши человеческой" и задумываемся надхарактером "времени". "Фаталистом"заканчивается роман, эта повесть играетроль эпилога.
все есть
В 1836 г. Лермонтов задумал написать роман из петербургской великосветской жизни. По примеру Пушкина, который показал своего современника - Евгения Онегина - на фоне петербургской жизни 1820-х гг. , Лермонтов хотел изобразить своего современника - гвардейского офицера Печорина на широком фоне столичной жизни.
Наступил 1837 год. За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и выслан на Кавказ. Работа над романом прервалась. После ссылки он уже не захотел возвращаться к прежнему замыслу. На Кавказе был задуман новый роман.
Лермонтов побывал в Пятигорске и в Кисловодске, в казачьих станицах на Тереке, проехал вдоль линии боевых действий, а в городке Тамани, на побережье Черного моря, чуть не погиб. Его хотели утопить контрабандисты, которые заподозрили, что молодой офицер прислан для того, чтобы их выследить. С побережья Черного моря Лермонтов отправился в Грузию. На обратном пути, в Ставрополе, он встретился и подружился с сосланными декабристами. Все это обогатило его множеством необыкновенных, ярких впечатлений. Встречи с новыми людьми вдохновили его на создание живых образов своих современников.
Роман писался Лермонтовым с 1837 по 1840 г.
Последовательность написания повестей точно не установлена. Предполагают, что ранее других (осенью 1837 г. ) написана «Тамань» (см. воспоминания П. С. Жигмонта) , затем «Фаталист» , «Бэла» , «Максим Максимыч. »Не исключено, что «Тамань» была написана последней, а «Фаталист» - после «Максима Максимыча» . Первые произведения были задуманы как отдельные фрагменты из записок офицера. Потом возник замысел «длинной цепи повестей» , еще не объединенных в роман, но уже связанных общими героями - Печориным и Максимом Максимычем.
Первой была опубликована «Бэла» в «Отечественных записках» (1839, N 3) с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе» , который подчеркивал связь новеллы с романтической «кавказской литературой» , популярной в 1830-х гг. Между тем произведение Лермонтова было написано в принципиально иной художественной манере - вопреки традиции живописно-риторических описаний; стилистически оно было ориентировано на «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина. Эту особенность «Бэлы» отмечал В. Г. Белинский: «Простота и безыскусственность этого рассказа - невыразимы, и каждое слово в нем так на своем месте, так богато значением. Вот такие рассказы о Кавказе, о диких горцах и отношениях к ним наших войск мы готовы читать, потому что такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него. Чтение прекрасной повести г. Лермонтова многим может быть полезно еще и как противоядие чтению Марлинского» .
Повесть «Фаталист» была напечатана в «Отечественных записках» (1839, N 11). Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова П. А. Висковатова (1842-1905), «Фаталист» «списан с происшествия, бывшего в станице Червленой с А. А. Хастатовым» , дядей Лермонтова: «По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым» . Историк и собиратель лермонтовских рукописей В. X. Хохряков указывал на рассказ друга Лермонтова С. А. Раевского о том, что в «Фаталисте» запечатлено подлинное происшествие, участниками которого были сам Лермонтов и его приятель А. А. Столыпин (Монго) . Было высказано и предположение о том, что тему новеллы Лермонтов отыскал в мемуарах Байрона, содержащих рассказ об удивительном случае, происшедшем с школьным приятелем автора: «...взяв пистолет и не справляясь, был ли он заряжен, он приставил его себе ко лбу и спустил курок, предоставив случаю решить, последует выстрел или нет» .
История создания. Роману «Герой нашего времени» предшествовали другие опыты Лермонтова в прозе. Еще до отъезда на Кавказ в 1836 году Лермонтов начинает работать над романом из жизни Петербургского общества 1830-х годов «Княгиня Лиговская», в котором впервые появляются герои его будущего произведения — Печорин и Вера Лиговская. Работа над произведением была прервана в 1837 году, а после высылки поэта из столицы на юг Лермонтов начинает работу над «Героем нашего времени», где изображается герой с тем же именем, но место действия меняется — из столицы оно переносится на Кавказ. Осенью 1837 года были сделаны черновые наброски к «Тамани» и «Фаталисту». В 1838-1839 г. продолжается активная работа над произведением. Сначала читатель познакомился с повестями «Бэла», «Фаталист» и «Тамань», которые были опубликованы в журнале «Отечественные записки» в 1839-1840 г. В то же время продолжается работа над остальными частями романа и целиком он появился в апрельском номере «Отечественных записок» в 1840 году. В начале 1841 года «Герой нашего времени» вышел отдельным изданием, в которое было введено еще одно предисловие (предисловие к «Журналу Печорина» входило уже в первое издание). Оно было написано в ответ на враждебные критические статьи, появившиеся в печати после первой публикации. В ответ на упреки в надуманности характера Печорина и оценке этого героя как клеветы «на целое поколение», автор в предисловии пишет: «Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Тем самым Лермонтов подтверждал реалистическую направленность произведения. Кроме того, в предисловии содержится и характеристика авторской позиции: ни осуждать «порочного» Печорина, ни давать нравственный урок публике Лермонтов не собирался. Он подвергает аналитическому рассмотрению характер современного человека и констатирует, что «болезнь указана». При этом автор, скорее, склонен оправдать своего героя: «ведь мы почти всегда извиняем то, что понимаем». «Герой нашего времени» представляется собой реалистический социально-психологический и нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в условиях России 30-х годов XIX века.
История создания. Роману «Герой нашего времени» предшествовали другие опыты Лермонтова в прозе. Еще до отъезда на Кавказ в 1836 году Лермонтов начинает работать над романом из жизни Петербургского общества 1830-х годов «Княгиня Лиговская», в котором впервые появляются герои его будущего произведения — Печорин и Вера Лиговская. Работа над произведением была прервана в 1837 году, а после высылки поэта из столицы на юг Лермонтов начинает работу над «Героем нашего времени», где изображается герой с тем же именем, но место действия меняется — из столицы оно переносится на Кавказ. Осенью 1837 года были сделаны черновые наброски к «Тамани» и «Фаталисту». В 1838-1839 г. продолжается активная работа над произведением. Сначала читатель познакомился с повестями «Бэла», «Фаталист» и «Тамань», которые были опубликованы в журнале «Отечественные записки» в 1839-1840 г. В то же время продолжается работа над остальными частями романа и целиком он появился в апрельском номере «Отечественных записок» в 1840 году. В начале 1841 года «Герой нашего времени» вышел отдельным изданием, в которое было введено еще одно предисловие (предисловие к «Журналу Печорина» входило уже в первое издание). Оно было написано в ответ на враждебные критические статьи, появившиеся в печати после первой публикации. В ответ на упреки в надуманности характера Печорина и оценке этого героя как клеветы «на целое поколение», автор в предисловии пишет: «Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Тем самым Лермонтов подтверждал реалистическую направленность произведения. Кроме того, в предисловии содержится и характеристика авторской позиции: ни осуждать «порочного» Печорина, ни давать нравственный урок публике Лермонтов не собирался. Он подвергает аналитическому рассмотрению характер современного человека и констатирует, что «болезнь указана». При этом автор, скорее, склонен оправдать своего героя: «ведь мы почти всегда извиняем то, что понимаем». «Герой нашего времени» представляется собой реалистический социально-психологический и нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в условиях России 30-х годов XIX века.