Автор Вован Лебедев задал вопрос в разделе Образование
вопрос по произ-ию "История одного города" Салтыкова-Щедрина и получил лучший ответ
Ответ от Анна Васильченко[гуру]
либералы выступают за реформы, изменение жизни в "хорошую сторону" часто за демократию. но в истории не помню, на сокращёнку там найдёшь
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 1826 - 1889
История одного города. По подлинным документам издал М. Е. Салтыков (Щедрин) Повесть (1869 - 1870)
Данная повесть — «подлинная» летопись города Глупова, «Глуповский Летописец» , обнимающая период времени с 1731 по 1825 г. , которую «преемственно слагали» четыре глуповских архивариуса. В главе «От издателя» автор особенно настаивает на подлинности «Летописца» и предлагает читателю «уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах» .
«Летописец» открывается «Обращением к читателю от последнего архивариуса-летописца». Архивариус видит задачу летописца в том, чтобы «быть изобразителем» «трогательного соответствия» — власти, «в меру дерзающей» , и народа, «в меру благодарящего». История, таким образом, представляет собой историю правления различных градоначальников.
Сначала приводится глава доисторическая «О корени происхождения глуповцев» , где повествуется о том, как древний народ головотя-
541
пов победил соседние племена моржеедов, лукоедов, кособрюхих и т. д. Но, не зная, что делать, чтобы был порядок, головотяпы пошли искать себе князя. Не к одному князю обращались они, но даже самые глупые князья не хотели «володеть глупыми» и, поучив жезлом, отпускали их с честию. Тогда призвали головотяпы вора-новотора, который помог им найти князя. Князь «володеть» ими согласился, но жить к ним не пошел, послав вместо себя вора-новотора. Самих же головотяпов назвал князь «глуповцами» , отсюда и пошло название города.
Глуповцы были народом покорным, но новотору нужны были бунты, чтобы их усмирять. Но вскоре он до того проворовался, что князь «послал неверному рабу петлю». Но новотор «и тут увернулся: <...> не выждав петли, зарезался огурцом» .
Присылал князь и еще правителей — одоевца, орловца, калязинца, — но все они оказались сущие воры. Тогда князь «прибых собственною персоною в Глупов и возопи: «Запорю». С этими словами начались исторические времена» .
Далее следует «Опись градоначальникам в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным» , после чего подробно приводятся биографии «замечательнейших градоначальников» .
В 1762 г. в Глупов прибыл Дементий Варламович Брудастый. Он сразу поразил глуповцев угрюмостью и немногословием. Его единственными словами были «Не потерплю! » и «Разорю!». Город терялся в догадках, пока однажды письмоводитель, войдя с докладом, не увидел странное зрелище: тело градоначальника, как обычно, сидело за столом, голова же лежала на столе совершенно пустая. Глупов был потрясен. Но тут вспомнили про часовых и органных дел мастера Байбакова, секретно посещавшего градоначальника, и, призвав его, все выяснили. В голове градоначальника, в одном углу, помещался органчик, могущий исполнять две музыкальные пьесы: «Разорю! » и «Не потерплю!». Но в дороге голова отсырела и нуждалась в починке. Сам Байбаков справиться не смог и обратился за помощью в Санкт-Петербург, откуда обещали выслать новую голову, но голова почему-то задерживалась.
Настало безначалие, окончившееся появлением сразу двух одинаковых градоначальников. «Самозванцы встретили и смерили друг
542
друга глазами. Толпа медленно и в молчании разошлась». Из губернии тут же прибыл рассыльный и забрал обоих самозванцев. А глуповцы, оставшись без градоначальника, немедленно впали в анархию.
Анархия продолжалась всю следующую неделю, в течение которой в городе сменилось шесть градоначальниц. Обыватели метались от Ираиды Лукиничны Палеологовой к Клемантинке де Бурбон, а от нее к Амалии Карловне Штокфиш. Притязания первой основывались на кратковременной градоначальнической деятельности ее мужа, второй — отца, а третья — и сама была градоначальнической помпадуршей. Притязания Нельки Лядоховской, а за
Либерал - это сторонник либерализма, а либерализм: 1. Идеологическое и политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазно-демократических свобод и свободного капиталистического предпринимательства. 2. Излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство.
К либералам можно отнести Микаладзе - распорядился экзекуции (порку) прекратить и законов не издавать, Беневоленского - (начал мечтать о конституции, а законы, которые он издал, были довольно мягкими - "О печении пирогов". Еще большим либерализмом отличался Прыщ, у которого была фаршированная трюфелями голова - он просто оставил глуповцев в покое. Хотя о себе он и говорит, что "либералом никогда не бывал", но фактически это не так. Именно при нем город начал процветать. Виконт дю Шарио объяснял глуповцам "права человека", но, правда, кончил объяснениями про "права Бурбонов". Вреда от него, впрочем, тоже особого не было. Грустилова с его желанием "сечь девочек-с" вряд ли можно отнести к либералам.