инверсионный след



след от самолета

Автор Andrei-belka задал вопрос в разделе Естественные науки

В чём причина возникновения ИНВЕРСИОННЫХ следов за летящим самолётом? и получил лучший ответ

Ответ от В и х р ь[гуру]
Здравствуйте!
Широко распространённое заблуждение - называть этот след за самолётом "инверсионным следом", является ОШИБКОЙ, поскольку на самом деле к инверсии температуры (повышению температуры с высотой) никакого отношения след за самолётом не имеет и правильно называется только КОНДЕНСАЦИОННЫЙ СЛЕД ЗА САМОЛЁТОМ. Дело в том, что для процесса конденсации (перехода водяного пара в капельки) и для сублимации (переходя водяного пара в микрокристаллы) необходимы так называемые "ядра конденсации" (или сублимации")- т. к. не может молекула газа пара отложиться на молекулах газа воздуха, они близкого размера, а требуется некоторая "поверхность" более крупного тела. Такими поверхностями обладают микровзвеси - аэрозоли воздуха (пыль, дым, микробы, бактерии, споры, кристаллы солей... ) взвешенные в воздухе благодаря турбулентности. Именно на них и происходит процесс конденсации (сублимации) и мы видим в воздухе продукт этого - туман или облака. Но количество ядер конденсации с высотой при удалении от поверхности Земли быстро убывает, а на высоте полётов современных самолётов (верхняя тропосфера и нижняя стратосфера) воздух настолько чист, что в нем нет ядер конденсации. В этих условиях чистого от микроаэрозолей воздуха, даже при наличии насыщения воздуха водяным паром (очень низкая температура) , водяному пару просто "не на чем" конденсироваться (или сублимироваться) ! Работающие двигатели пролетающего на этой большой высоте самолёта выбрасывают продукты сгорания – микровзвеси (микроаэрозоли) , и вот именно на них и происходит процесс конденсации (сублимации) и след самолёта становится "видимым" (как в песне: "..и осталась в небе светлая полоска, светлая, как память о тебе... ". А дальше - сохранение этой облачной "полоски" зависит от текущей ситуации - если условия благоприятны, то "полоска" расползается, иногда занимая пол-неба, а если неблагоприятные - след остаётся коротким и рассеивается (это чаще всего бывает в антициклонах, в которых воздух "оседает" сверху вниз и постепенно нагревается, удаляясь от состояния насыщения). В метеорологии по классификации облаков для этой особой, "антропогенной" формы облаков выделено специальное название "Cirrocumulus tractus" (Перисто-кучевые "дорожные"). Конденсационный след возникает не сразу за самолётом по той простой причине, что для насыщения воздуха водяным паром необходимо, чтобы воздух охладился, а поскольку из двигателей самолёта выбрасывается воздух, имеющий очень высокую температуру, требуется некоторое время, чтобы смешавшись с окружающим холодным воздухом, он за счёт инфракрасного излучения, молекулярной и турбулентной теплопроводности охладился до значений температуры, близких к таковым в окружающей среде, а за время этого "охлаждения" самолёт и успевает "улететь" на некоторое расстояние.
А так высоко летают и обычные рейсовые самолёты гражданской авиации, и военные самолёты. Достаточно бывает подняться на 8-9 км по высоте, чтобы за самолётом потянулся конденсационный след.
Всего доброго.
инверсионный след
Источник: Авиационная Метеорология
В и х р ь
Высший разум
(130966)
Здравствуйте! Если в воздухе не будет ядер конденсации, то никакие причины к конденации не приведут! Объяснение невеное.
Всего Вам добрго.

Ответ от Николай Мозговой[гуру]
Причина-отрицательная температура воздуха

Ответ от Ольга Фёдорова[новичек]
Лучше такие следы называть конденсационными, потому что к собственно инверсии они никакого отношения не имеют. Двигатели самолета выбрасывают в воздух продукты сгорания топлива, горячая струя невидимого пара контактирует с ледяным воздухом, и, к тому же, завихряется; а в областях, где давление и температура доводят пар до точки росы, он становится перенасыщенным, т. е. видимым... и получается "след". Но это, конечно же, еще во многом зависит от давления и температуры окружающей среды.

Ответ от Виталий Лесин[гуру]
Я думаю, что наверху воздух очень чистый, но влага в нём есть так же, как и внизу. Частички сажи служат ядрами конденсации влаги воздуха в капельки.

Ответ от ИНОПЛАНЕТЯНИН[гуру]
неуспевание воспламенения воздушно-топливной смеси

Ответ от ***[гуру]
конденсация водяных паров от турбины. Ветра нет - вот это самое настоящее искусственное облако и висит какое-то время

Ответ от Rrr[гуру]
а слово гугл тебе не знакомо?

Ответ от Marf[активный]
Я думаю из-за перемешивания воздуха турбинами, который был в спокойном состоянии

Ответ от Ђара Мирошниченко[гуру]
Инверсионный след, образующийся в тропопаузе в результате конденсации паров воды, содержащихся в продуктах сгорания углеводородного топлива по мере их охлаждения делает видимым путь самолета в небе. В солнечные дни проведения международных авиашоу на крупнейших аэродромах мира, зрители восторженно наблюдают за групповым пилотажем истребителей, оставляющих за собой яркую расцветку шлейфов трассеров, напоминающую застывший в небе фейерверк.
Рис. 1
Грозные следы в небе оставляет за собой ракетное оружие, выпущенное с боевых самолете, что, к сожалению, нередко наблюдают люди в реальности и на экранах телевизоров.
В настоящей статье в популярной форме рассказывается о сложных физических явлениях, происходящих в атмосфере при взаимодействии летательного аппарата с внешней средой, о которых свидетельствуют следы в небе.
Рис. 3
КОНЦЕВОЙ ВИХРЬ КРЫЛА
Летящий самолет оставляет за собой возмущенную область атмосферы, называемую спутным следом. Этот след образуется в основном реактивными струями двигателей и концевыми вихрями от крыла.
Рис. 4
Наиболее заметное воздействие на окружающую среду оказывают концевые вихри, образованные крылом. Модель спутного следа (Рис. 1) может быть изображена в виде листа, концы которого подвергаются скручиванию, создавая вихри. Скручивание объясняется разницей давлений на нижней и верхней поверхностях крыла. В результате перетекания воздуха из области повышенного давления на нижней поверхности крыла в область пониженного давления на верхней поверхности, через его конец, образуются мощные вихри. Чем больше перепад давления и, следовательно, подъемная сила, с которой поток действует на крыло, тем больше интенсивность концевых вихрей. Окружные скорости в вихревом следе диаметром 8-15 м могут достигать 150 км/ч. На рис. 2 и 3 показан процесс образования концевого вихря (скручивание потока) на крыле истребителей Мираж 2000 и F-16C, летящих с большим углом атаки. Визуализация концевого вихря осуществлялась с помощью трассера-генератора дымного следа. Возмущения атмосферы, вызванные воздействием вихревого следа, существуют длительное время, постепенно затухая, снижая окружную скорость движения. На рис. 4 показан характер изменения окружной скорости воздуха в вихре в зависимости от времени его существования. Вихри ощутимой интенсивности могут существовать в течение более 2,0 мин после пролета самолета. Этот вихрь может оказать сильное воздействие на режим полета самолета, попавшего в эту возмущенную область атмосферы.
Рис. 5, 6, 7, 8
В результате взаимодействия между собой вихри постепенно опускаются и расходятся.
Рис. 9
Наблюдая за инверсионным следом пролетевшего самолета, мы обнаруживаем, что примерно через 30-40 секунд после пролета самолета инверсионный след начинает изменять свой вид под действием развивающегося вихревого следа. При пересечении инверсионного и вихревого следов возникают весьма замысловатые формы, имеющие вполне определенные закономерности.
В зависимости от количества двигателей и их расположения на самолете инверсионный след может быть одно-или двухполосный. (Рис. 5). На рис. 6, 7 и 8 показаны наиболее часто повторяющиеся видоизменения инверсионного следа. На рис. 6 показано скручивание инверсионного следа под действием концевого вихря. Рис. 7 и 8 иллюстрируют более причудливые случаи взаимодействия инверсионного следа с концевым вихрем. Таким образом, инверсионный след и его трансформация фиксируют аэродинамические процессы, сопровождающие полет самолета.
ОТРЫВНО ВИХРЕВЫЕ ТЕЧЕНИЯ
При выполнении маневров на больших углах атаки (20° и более) резко меняется характер обтекания поверхностей самолета. На верхней поверхности крыла и фюзеляжа образуются отрывные области, в которых, вследствие понижения давления, возникают условия для конденсации атмосферной влаги. Благодаря этому можно наблюдать за полетом самолета и без трассеров.
Рис. 9а
На рис. 9, 9а, 96 показаны истребители Су-21 и "Торнадо" в облачном ореоле, образовавшемся на верхней поверхности плане

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: В чём причина возникновения ИНВЕРСИОННЫХ следов за летящим самолётом?
Конденсационный след на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Конденсационный след
Спутная струя на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Спутная струя
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*