игровая концепция культуры



Игровые концепции культуры

Автор L C задал вопрос в разделе Философия

Социокультурные Предпосылки возникновения философии. Игровая концепция культуры. и получил лучший ответ

Ответ от Ѐоман[гуру]
Игровые концепции культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет)
Голландский культуролог Йохан Хейзинга (1872-1945 гг. ) создал оригинальную концепцию культуры, в основе которой - анализ значения игры в генезисе мировой культуры. Две книги прославили этого мыслителя: «Осень Средневековья» и «Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры»» . В культурологии Хейзинги можно выделить три аспекта: во-первых, историографический анализ эпохи позднего Средневековья в Нидерландах, европейской культуры XV в; во-вторых, роль Игры в возникновении и развитии культуры всех времен и народов; в-третьих, анализ духовного кризиса западной культуры. Духовной трагедии человечества, связанной с фашизмом и тоталитаризмом. Игра находится не только у истоков возникновения искусства, считает Хейзинга, она выступает основанием всей культуры. Именно игра является критерием оценки разнородных феноменов культуры -права, науки, религии, философии. Таким образом, во всех многообразных культурных явлениях Хейзинга усматривает игровой элемент. С его точки зрения, игре присущи следующие характеристики: во-первых, это свободная, «несерьезная» деятельность, во-вторых, она - фантазия, напрямую не связанная с действительностью, в ней нет прагматической цели, игра находится вне будничной действительности, наконец, игра «играется» по правилам (поэтому она учит человека следовать определенным нормам и в своей обыденной жизни, укрощать свои инстинкты) .
Итак, культура, в понимании Хейзинги, первоначально возникает в форме игры, но по мере развития человеческой истории игровой элемент видоизменяется, игровая природа остается лишь в поэзии, праве, формах политической жизни. Ослабление игрового начала, по мнению голландского культуролога, началось в XVIII в. , когда возобладали
прагматизм и рационализм. С этого времени, считает Хейзинга, стал
нарастать кризис культуры, который достиг своей наивысшей отметки
в ХХ в. Современный человек уже не знает игру как культуросозидающую деятельность. Избыточное присутствие разного рода игр в индустрии развлечений массовой культуры как раз и является свидетельством утраты игры, как основы культуры.
Известный испанский мыслитель экзистенциалистского направления Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955 гг. ) считал, что культура является тем направлением, которое человек придает развитию своих природных жизненных задатков. Таким образом, в его концепции культура предстает не как застывшая форма или сумма форм, а как жизненная активность, подчиняющаяся двум императивам – требованию жить и требованию быть нравственным. Исходя из этого, Х. Ортега-и-Гассет выдвигает тезис о том, что жизнь должна быть культурной, а культура должна быть жизненной. Свою концепцию он называл «рациовитализм» (от лат. ratio - разум и vitae - жизнь) .
Большой вклад в развитие игровой концепции культуры также
внес Г. Гессе (1877- 1962 гг. ) - немецко-швейцарский писатель, лауреат
Нобелевской премии.
Источник:

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Социокультурные Предпосылки возникновения философии. Игровая концепция культуры.
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*