японская живопись тушью



японская живопись тушью в стиле суйбоку

Автор A-stra задал вопрос в разделе Города и Страны

Когда в Японии появилась монохромная живопись тушью? и получил лучший ответ

Ответ от Александр®™[гуру]
Высший расцвет японской монохромной живописи тушью связан с именем выдающегося мастера Тоё Ода, больше известного как Сэссю. Подобно дзэнским философским садам, монохромная пейзажная живопись у Сэссю стала также философией природы со свойственным этому времени обобщенным представлением о мироздании.
Помимо пейзажей в форме какэмоно появились монохромные росписи на ширмах и стенных панелях. Одним из самых известных художников, продолжавших традиции живописью тушью суми-э, был Хасэгава Тохаку.
Живопись тушью (суйбокуга) : Живопись тушью – это стиль монохромной живописи с использованием черной туши (суми). Этот стиль изначально был заимствован из Китая в 8 веке, но в Японии он получил значительное распространение только в 14 веке, когда завоевал широкую популярность в крупных дзэнских монастырях. В 15 веке дзэнские монахи-художники создали собственно японский стиль живописи тушью, проникнутый духом дзэн-буддизма, и с этого времени жанр суйбокугастановится одним из главных направлений в японском изобразительном искусстве. Позднее живопись тушью постепенно секуляризовалась и отделилась от дзэн-буддизма; это направление продолжало энергично развиваться в течение всего периода Эдо (1600-1868).
Портреты дзэнских патриархов и таинственных личностей, принадлежавших кисти Кандзан и Дзиттоку, также довольно часто встречались в живописи тушью, равно как и изображения бодисатвы Каннон и Дарумы, легендарного основателя секты Дзэн. Более широкая категория дзэнской монохромной портретной живописи охватывает своими рамками животных, птиц, растения, овощи и фрукты. На завершающих этапах эпохи Муромати наблюдалась постепенная секуляризация живописи тушью и ее отделение от дзэн-буддизма. Начало этим подвижкам положили работы художников школы Ами, - Ноами, Гэйами и Соами, - прикомандированных к двору сёгуна. Тенденция эта достигла своего апогея на ранних фазах эпохи Эдо (1600 - 1868) и нашла отражение в работах мастеров школы Кано, чей китайско-японский синтез монохромной туши и полихрома растертого в порошок золота отвечал вкусам ценителей из рядов вновь поднявшегося воинского сословия, которым наскучил аскетизм монохрома и которые настаивали на создании грандиозных композиций для крупных архитектурных комплексов. Живопись тушью продолжала развиваться на протяжении всей эпохи Эдо как источающий бурную энергию жанр. К этому развитию приложили усилия художники таких резко отличавшихся друг от друга стилистических направлений, как Римпа и бундзинга. Сотацу, мастер школы Римпа, изобрел богато смотревшийся "капельный эффект" (тарасикоми) , который достигался посредством нанесения капель туши на все еще сырые мазки и слои туши. Японские писатели - художники, например, Ёса Бусон и Урагами Гёкудо, подобно давним дзэнским монахам, продолжали изображать тушью ландшафты и прочие атрибуты китайской тематики. Хотя первое поколение писателей - художников базировало свои работы на китайских образцах, о которых они знали, главным образом, по руководствам, издававшимся в виде отпечатанных с досок гравюр, позднее им удалось освоить свои собственные идиосинкразические стили. После 1868 г. традиции суйбокуга поддерживали такие художники японского стиля (нихонга) , как Ёкояма Тайкан, Хисида Сюнсо и Симомура Кандзан.
Источник: _culture_culture5_r.htm
Александр®™
Гуру
(3835)
Большое значение для судеб японской живописи, равно как и скульптуры, имело распространение в стране буддизма, поскольку потребности буддийской культовой практики создавали определенный спрос на произведения этих видов искусства. Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч.

Ответ от Chimera[гуру]
Если изображения, выполненные минеральными красками, отличались четкими контурами, линиями, то в работах тушью главным стала выразительность свободно и легко нанесенного штриха, как бы невзначай положенного пятна. Неудивительно, что монохромная живопись переняла многие технические приемы у каллиграфии, которая возникла раньше и где применялись те же материалы - кисть, тушь, бумага или шелк, так называемые "четыре драгоценности стола ученого".
**
Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись) , находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле, или стиле кара-э. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле, или стиле ямато-э (живопись Ямато). В Х-XII веках стиль ямато-э стал господствующим в живописи, хотя произведения сугубо религиозного характера все еще писались в китайском стиле.
В ХIV векe выделились два основных направления: ямато-э - придворная живопись светского направления, основанная на сочетании четких, плоских силуэтов и декоративных цветовых пятен, и суйбокуга (или сумиё-э) - монохромная живопись тушью, зародившаяся в дзэнбуддийских монастырях, где проповедовались интуиция и созерцание как путь достижения истины.
Суйбокуга монохромна. Она характеризуется использованием черной туши (суми) , твердой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шелк. Но даже тушь позволяла использовать многочисленные градации серого для создания объемности, богатства произведения, его глубины и многоплановости.
Суйбокуга иногда допускает использование настоящих цветов, но только в качестве дополнительных – тонких и прозрачных – мазков, которые всегда остаются подчиненными основной линии, исполненной тушью.
Среди первых дзэнских монахов, работавших в жанре суйбокуга, известны Као Нинга и Мокуан Рэйэн. Мастер живописи тушью Сюбун, живший в XV в. , был связан с художественной академией при храме Сёкокудзи в Киото. Его последователь Сэссю Тоё оставил после себя значительное художественное наследие. Знаменит его "Ландшафт Хабоку", созданный в стиле «разбрызгивание туши» .
Вообще ландшафт был важным объектом живописи тушью. Ранние ландшафтные картины японских художников часто изображали фантастично громоздящие горные вершины и глубокие ущелья, явно копирующие китайскую ландшафтную живопись и не имеющие ничего общего с местной топографией. Со временем японцы стали внимательнее относиться к окружающей их природе, картины стали более естественными.
Исполнялись тушью и портреты. Например, известны изображения дзэнских патриархов и таинственных личностей, принадлежавших кисти Кандзан и Дзиттоку. Более широкая категория дзэнской монохромной портретной живописи охватывает своими рамками животных и птиц.

Ответ от Елена[гуру]
Со второй половины 13 века в повествовательной живописи ямато-э постепенно стала возрастать роль пейзажа как среды жизнедеятельности людей. Сложившаяся на континенте в 11-12 веках художественная концепция пейзажа, воплотившаяся в формах монохромной живописи тушью (по-японски – суми-э или суйбокуга) выдвигала новую для искусства Японии идею воплощения мира природы в его грандиозности, целостности и космическом величии. Это была принципиально иная художественная система, основой которой был концептуальный пейзаж "горы-воды" (по-японски – сан суй) . "Горы-воды" – это не просто обозначение сюжетных мотивов, но указание на главные первоначала мира, их материальное воплощение: гора считалась воплощением светлого, положительного начала – ян, а вода – темного, отрицательного – инь. Взаимодействие и созидательную силу этих первоначал и должен был выразить художник в своем пейзаже. С середины 14 века монохромный пейзаж становится преобладающим видом живописи, развиваясь главным образом в монастырях секты Дзэн. Постепенно в дзэнской живописи сложился свой особый круг сюжетов: воображаемые портреты святых подвижников прошлого, образы богини созерцание горы-воды по-японски – сан суймилосердия Каннон, основателя секты Дарума, мудрецов Кандзана и Дзиттоку, а также разнообразные природные мотивы – цветы, птицы, животные, пейзажи. Созерцание такой картины, по учению Дзэн, как и созерцание реальной природы, открывало путь к постижению Истины Бытия, к "просветлению" – сатори. Такие картины вывешивали на стене или в специальной нише – токонома к определенным случаям, в остальное же время они хранились в свернутом виде в футлярах. Эти обрамленные шелковой тканью или парчой картины свитки называют какэмоно ("висящая вещь").Высший расцвет японской монохромной живописи тушью связан с именем выдающегося мастера Тоё Ода, больше известного как Сэссю. Подобно дзэнским философским садам, монохромная пейзажная живопись у Сэссю стала также философией природы со свойственным этому времени обобщенным представлением о мироздании.
Помимо пейзажей в форме какэмоно появились монохромные росписи на ширмах и стенных панелях. Одним из самых известных художников, продолжавших традиции живописью тушью суми-э, был Хасэгава Тохаку.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Когда в Японии появилась монохромная живопись тушью?
Монохромия на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Монохромия
Тушь на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Тушь
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*