И а гончаров обыкновенная история
Автор Dana задал вопрос в разделе Домашние задания
Жизненные позиции главных героев романа Гончарова "Обыкновенная история" и получил лучший ответ
Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Роман А. И. Гончарова "Обыкновенная история" был одним из первых русских реалистических романов в прозе, посвященных изображению повседневной жизни обыкновенных людей. В романе выразительно обрисованы типы русской действительности 40-х годов XIX века, типичные обстоятельства их жизни.
В "Обыкновенной истории" Гончаров проявил себя как мастер портретных и пейзажных зарисовок, бытовой детали, всегда точной и верной. "Главная сила таланта г. Гончарова.. . в изящности и тонкости кисти, верности рисунка; он неожиданно впадает в поэзию даже в изображении мелочных и посторонних обстоятельств... " - писал В. Г. Белинский, который восхищался живостью повествования романа, мастерством его диалогов.
В центре романа повествование о двух противоположных типах людей, один из которых отличается презрением и равнодушием к миру практическому, живя в мире отвлеченном, идеальном, а другие, кроме этого практического мира, ни о чем знать не хотят, а на идеалы смотрят как на пустые мечты. Эта антитеза воплощена в романе в образах Адуева-племянника и Адуева-дядюшки.
В образе и судьбе Адуева-племянника Гончаров, по его словам, стремился воплотить "всю праздную, мечтательную, аффектационную сторону старых нравов". Александр Адуев "был трижды романтиком - по натуре, по воспитанию и обстоятельствам жизни". Петербургская жизнь беспощадно разбивает романтические иллюзии Александра Адуева. Вместе с тем Гончаров показывает, что псевдоромантические настроения Адуева скрывали под собой эгоизм и самолюбие. Не случайно Адуев из романтика превращается в трезвого, практичного карьериста - чиновника и дельца.
И. А. Гончаров точно отметил известное прогрессивное значение для русской жизни таких людей, как Адуев-дядюшка. Петр Иванович Адуев честен и тверд. Любит заниматься делом и убежденно говорит о себе и о людях своего типа: "Мы принадлежим обществу.. . которое нуждается в нас". Образ дядюшки, несомненно, импонировал писателю: он внес в его интеллектуальный и нравственный облик идеализирующие его черты. Но Гончарову многое и не нравилось в людях такого типа. По замечанию Белинского, дядюшка - "эгоист, холоден по натуре, не способен к великодушным движениям ". Лизавета Александровна Адуева, жена Петра Ивановича, пытается понять жизненные принципы мужа: "Что было главной целью его трудов? Трудился ли он для общей человеческой цели.. . или только для мелочных причин, чтобы приобрести между людей чиновное и денежное значение.. . О высоких целях он говорить не любил, называя это бредом, говорил сухо и просто, что надо дело делать".
Писатель показал в романе ломку старых отношений и понятий, появление новых характеров, "трезвое сознание необходимости дела, труда, знаний". Но дядюшка вовсе не был подлинно новым человеком и тем более выразителем борьбы с всеобщим российским застоем. Несмотря на честность и порядочность Петра Ивановича, "бедная жена его была жертвой его мудрости. Он заел ее век, задушил ее в холодной и тесной атмосфере" (В. Белинский) . Сам Петр Иванович вдруг осознает крах своего пропитанного мещанством идеала семейного счастья и быта. Жизнь Лизаветы Александровны оказалась лишенной поэзии, страсти, каких бы то ни было увлечений.
В беседах Лизаветы Александровны с племянником раскрывается и другая идея романа. Автор иронизирует по поводу романтических иллюзий и мечтаний молодого Адуева, но в то же время ему жаль, что под влиянием суровой действительности и уроков дядюшки в Александре вместе с пустой мечтательностью и сентиментальностью исчезают простосердечие и искренность, юношеская страстность, способность увлекаться прекрасным. Обыкновенная история и заключается в том, что процесс перерождения романтически настроенного юноши в бюрократа и предпринимателя, думающего только о выгодной женитьбе, о карьере, о доходах, нес с собой утрату им искренних и благородных человеческих чувств.
Роман заставлял читателя критически размышлять над многими нравственными вопросами, поставленными русской жизнью того времени.
Источник: Полностью: