Ковалева жемчугова
Автор V E R O N A задал вопрос в разделе Прочие искусства
Граф Шереметев и крепостная Ковалева… и получил лучший ответ
Ответ от Їеловек дождя[гуру]
Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова и граф Шереметев
Николай Петрович Шереметев был старше своей избранницы на 17 лет. Он получил великолепное домашнее образование, много путешествовал в молодости. Город Париж вселил в его сердце любовь к музыкальным спектаклям, и по возвращении на родину он организует в своей усадьбе Кусково «Зеленый» или как его еще называли «Воздушный» театр. Естественно, набирали в актеры из числа крепостных. Граф Шереметев приметил молодую голосистую крестьянку и зачислил ее в труппу для обучения. Ходит легенда о том, как произошла их знаменательная встреча. Летним вечером Параша Ковалева гнала домой коров, а граф возвращался с охоты, близ села Вощажникова их пути пересеклись. Позже на этом самом месте по заказу графа была выстроена маленькая часовня.
Вроде бы финал уже ясен – небольшая интрижка с крепостной, откупной подарок и сослать ее с глаз долой. Но сила любви оказалась сильнее. Прасковья очаровала графа Шереметева своим талантом, голосом, своими необыкновенными душевными качествами. И тот совершает немыслимый по меркам московского света поступок – открыто поселяется с Прасковьей Ивановной в Шереметевском дворце.
Слухи и сплетни поползли по Москве, а Прасковья Жемчугова (это теперь она Жемчугова, псевдоним на сцене должен быть запоминающимся! ) блистает в театре, исполняет с успехом самые сложные оперные партии. Однажды на домашнем концерте в Фонтанном доме произошло то, что заставило злые языки замолчать, – сам Павел I, потрясенный даром Жемчуговой, подарил ей драгоценный камень. Ну уж если сам император одобряет их связь, решили в свете, то и разговаривать об этом не стоит. Но судьба необычной пары нет-нет да и всплывет в разговоре в каком-нибудь салоне. Вот граф Шереметев дал вольную Прасковье Жемчуговой, потом дал вольные и ее родственникам, чем не повод посплетничать? А событие 1801 года всколыхнуло вновь весь свет – пятидесятилетний граф и тридцатитрехлетняя актриса обвенчались!
Закончились годы мучений сомнений, осуждения и непонимания. Они были вместе перед Богом и людьми. Через два года рождается сын Дмитрий, и на этом счастливая сказка прерывается. Через три недели после родов Прасковья Жемчугова умерла. Официальное заключение говорило о туберкулезе, но вездесущие сплетни утверждали, что великую актрису отравили дворовые, из обычной зависти. В письме к сестре – графине В. П. Разумовской – 26 февраля 1803 года Н. П. Шереметев писал: «Пожалей о мне. Истинно я вне себя. Потеря моя непомерная. Потерял достойнейшую жену и в покойной графине Прасковье Ивановне имел я почтения достойную подругу и товарища. Кончу горестную речь. Остаюсь граф Шереметев»
Граф был безутешен. Теперь делом всей его жизни стало сохранение памяти о своей жене. Строящийся в Москве дворец он приказал превратить в приют. Открылся он через год после смерти самого Шереметева. Странноприимный дом не только давал кров нуждающимся, но здесь еще и оказывали медицинскую и материальную помощь. По завещанию Прасковьи Жемчуговой более ста бесприданниц получили деньги, более пятисот ремесленников смогли купить себе жилье. Сам же Шереметев завещал похоронить себя скромно, а причитающиеся на похороны по его чину деньги раздать бедным. До конца своих дней он был верен памяти своей Единственной Женщины. Теперь Странноприимный дом – научно-исследовательский центр «Медицинский музей» , он – свидетель и памятник этой великой жизненной истории.
ссылка
Источник: А память о бесконечной любви двух таких разных и таких похожих людей живет!!)
Так он не на крепостную обратил внимание, а на Актрису.
в жизни всякое бывает
ЛЮБОВЬ НЕ ЗНАЕТ РАНГОВ И ГРАНИЦ.. .
История любви графа Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой разыграна в оригинальных исторических декорациях дворцов-музеев Останкино и Кусково.
ЖЕМЧУГОВА, ПРАСКОВЬЯ ИВАНОВНА (1768–1803), русская крепостная актриса. Родилась 20 июля 1768 в семье крепостного кузнеца Горбунова, получившего со временем фамилию Ковалев, и в неполные 8 лет была взята к графскому двору отца Н. П. Шереметева. В 1779 на сцене крепостного театра в Кускове дебютировала в роли служанки Губерт в комической опере А. Э. М. Гретри Испытание дружбы. После удачного дебюта Шереметев в 1780 поручил Ковалевой главную роль Белинды в опере А. Саккини Колония, или Новое поселение. В этом спектакле актриса впервые появилась под фамилией Жемчугова, поскольку Шереметев решил заменить «мужицкие» фамилии своих актрис новыми, по названиям драгоценных камней. После роли Белинды Ковалева-Жемчугова была переведена на положение первой актрисы театра. Среди ее ролей – Луиза (Беглый солдат Седена) , Лоретта (Лоретта Демеро-Де-Малзевилля) , Розетта (Добрая девка Пиччини) , Анюта (Тщетная предосторожность, или Перевозчик Кусковский Колычева) , Инфанта (Инфанта Заморы Паизиелло) , Анюта (Три откупщика Дезида-Монвеля) и др. К 17 годам Ковалева-Жемчугова свободно читала и писала по-французски и итальянски, играла на арфе и клавесине, стала настоящей оперной певицей, обладавшей, по свидетельству современников, яркими драматическими способностями. Вершиной стала роль Элианы в опере Гретри Самнитские браки. Выступив в этой роли впервые в 1785, Жемчугова играла ее в течение 12 лет – небывалый случай в истории крепостного театра. Значительной считается роль Алины (Царица Голкондская Седена, 1786): присутствовавшая в Кускове на спектакле императрица Екатерина пожаловала Жемчуговой бриллиантовый перстень. В конце 1880-х годов крепостных актеров стали учить артисты труппы Медокса (женской частью труппы Шереметева руководила М. С. Синявская) , в это же время Жемчугова становится женой Шереметева.
В 1795 театр был переведен из Кусково в Останкино, где построены театральные помещения, оснащенные по последнему слову техники и моды. 1795 ознаменован премьерой оперы Взятие Измаила (П. Потемкин – И. Козловский; Жемчугова выступила в роли плененной турчанки Зельмиры) . С этого момента Останкино становится одним из центров художественной жизни Москвы, репертуар театра пополняется русскими комическими операми. В период наивысшего расцвета театра у Жемчуговой открылась чахотка. Спектакли временно прекратились, но в 1797, по случаю приезда Павла I, были показаны Самнитские браки. В 1798 Шереметев дал вольную Жемчуговой и всей семье Ковалевых. Понимая, что здоровье не позволит Жемчуговой вернуться на сцену, граф закрыл театр. В 1801 Шереметев в строжайшей тайне венчался с Жемчуговой. 3 февраля 1803 Прасковья Ивановна родила сына, а в ночь на 23 февраля скончалась и была похоронена в фамильном склепе Шереметевых. В память о покойной в Москве на Сухаревой площади было сооружено здание «странноприимного дома» , который должен был «дать бесприютным ночлег, голодным обед и ста бедным невестам приданое» (ныне здесь находится НИИ скорой помощи им. Н. Склифосовского) .