гносеология



Гносеологии

Автор Mail задал вопрос в разделе Образование

Что такое Гносеология?? ? подробно!!! и получил лучший ответ

Ответ от Tanay Sword-lily[эксперт]
ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания как таковая. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект - объект". Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или праксео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном процессе как содержательном конфигурировании предметов и, соответственно, фокусировка внимания на функциональной трансформации предметности в содержании знания, то в рамках средневековой схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное развитие, оформляются многие компоненты категориального аппарата классической Г. , а попытки обосновать возможность совмещения учения Аристотеля с христианской догматикой приводят к оформлению концепции двойственной истины, фактически эксплицитно формирующей идею о парадигмальности познавательных процедур и возможной множественности парадигм, а такие направления схоластики, как реализм, номинализм и концептуализм задают различные модели познавательного процесса. Становление опытного естествознания, остро зафиксировав проблему способа достижения истинного знания, инспирировало конституирование оппозиции "сенсуализм - рационализм", а, затем, и "эмпиризм - рационализм" (17-18 вв.). Статус актуальности приобретает проблема активности субъекта в познавательном процессе (Беркли, Юм). Гносеологизм как заданная Кантом ориентация на выделение субъективных оснований познания, сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических философских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой трансцендентально-критической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии. Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деятельности классическая Г. связывает с "изолированным субъектом". Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму). Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены либо принимать формально-онтологические допущения и принципы ("врожденные идеи" Декарта, "априорные формы" Канта) , либо генерализовать категорию "самосознание", придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений Г. и отказу

Ответ от Donna Bella Usova[гуру]
Ну, что еще можно добавить к предыдущему энциклопедическому ответу.. .
Может еще то, что ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) - раздел философии, в котором изучаются
проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к
реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия
его достоверности и истинности, границы и принципы познания. Теория
познания анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать
познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное
положение вещей. Более узкое направление - эпистимология - учение о более
конкретном знании, это описание процессов, которые приводят к знанию.
Основная проблема гносеологии - проблема объекта и субъекта. По отношению к
этой проблеме различают следующие школы: Материализм (приоритет объекта) ;
Субъективный идеализм (преобладает деятельность субъекта) : Механистическая
концепция (объект полностью доминирует над субъектом) и др...
Одна из центральных проблем - проблема истины. Вопрос соотношения знания,
понимания и веры. Современное положение дел в гносеологии характеризуется
усилением роли субъекта. Одно из новых направлений - эволюционная
эпистимология рассматривает эволюцию органов познания и познающих структур
с позиции конкретных наук (например, эволюционной теории). В гносеологии
может сочетаться общефилосовский подход и конкретнонаучный. История теории
познания доказывает, что эта область философии в большей степени чем другие
связана с наукой. Развитие науки может потребовать новой гносеологической
интерпретации ее результатов и вызвать появление новых направлений в
гносеологии.

Ответ от Евгения Кальватинская[эксперт]
Посмотрите здесь, должно подойти

Ответ от В Л[гуру]
Он хочет сказать, что человек очень похож на амебу или черепаху которая пытается познать себя и мир вокруг. И ошибка всегда в том, что человек не допускает мысль о том, что для кого-то он такая же черепаха, пытающая познать свой мир. И с ним не вступают в контакт, потому что высшим животным нет никакого интереса налаживать отношения с черепахами. Так же как и человек не стремится познать язык совсем примитивных животных и обмениваться с ними знаниями или подружиться.
Проблема в том, что человек уверен, что он не идиот, потому что он не знает никого умнее себя, зато знает очень много глупее себя. Это придает ему уверенность в себе и своих знаниях. И его не смущает тот факт, что он так же как и черепаха никак не может объяснить мир вокруг - вращающиеся шарики и бесконечность.
Черпаха тоже не смогла. Она просто видела чьит-то ноги, руки и разные поверхности.
Итак, резюмирую. Тот факт, что человек не может объяснить мир вокруг себя, говорит о том, что при помощи тех органов чувств, изобретенных приборов и парадигмами, которые у него есть, это невозможно сделать.
Что будет пытаться сделать черепаха, будь у не больше возможностей для познания ?
Она попытается уложить увиденное в те формочки, которые у нее есть.
Что бы черепаха осознала мир вокруг ей надо допустить существование человека и посмотреть на мир его глазами и даже после этого она не узнает истину, а просто получит знание о мире более высшего животного.
Но подумайте какой нелепостью черепахе покажется человек...
Так же как и я вам))

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Что такое Гносеология?? ? подробно!!!
Гносеология вопроса на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Гносеология вопроса
Эпистемология на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Эпистемология
Ю телеканал на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Ю телеканал
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*