гносеология декарта



Автор Angel-rude angel-rude задал вопрос в разделе Гуманитарные науки

Философия Декарта. не могу найти основные положения онтологии, гносиологии и антропологии Декарта и получил лучший ответ

Ответ от Valentina[гуру]
Онтологические идеи. Мир делится на две реальности - объективную (физическую) и субъективную (душу). Они онтологически различны. Душа есть нечто цельное, неделимое. Физическая же реальность, напротив, бесконечно делима, непрерывна, обладает протяжённостью в пространстве. Душа способна управлять материальным телом. Как происходит это физически - неясно, но предположительно - через гипофиз. Благодаря влиянию души человек ведёт себя разумно и, в частности, обладает членораздельной речью. Животные же, не способные к этому, душой не обладают и действуют исключительно благодаря физиологическим реакциям.
Обоснование онтологических идей. В силу свого склада ума Декарт определённо тяготел к материализму. Но в силу интеллектуальной честности он не мог это согласовать с естественнонаучными данными того времени. Два главных свойства человеческого сознания - целостность и связанность со сложным поведением - он не мог объяснить материалистически. В материи (так он считал) нет ничего целостного и невозможны машины со столь сложным поведением. В качестве компромисса, Декарт согласился, что хотя бы животное поведение можно объяснить чисто материалистически В отличие от многих современных горе-мыслителей, Декарт не был догматическим сторонником своей системы, он хорошо понимал, что влияние души на материю "портит" красивую механистическую картину мира и видел большую проблему в своей неспособности объяснить это воздействие. Гипофиз в качестве связующего звена был им выбран опять же из соображений целостности: гипофиз, в отличие от полушарий, является непарной структурой.
Гносеологические идеи. В основе познания лежит понимание собственного существования. "Я мыслю - следовательно, существую". Сознание, "я", существует. И у этого сознания существует способность к мышлению. Всё остальное в мире можно подвергнуть сомнению, но именно сомнению - а не отрицанию, как у субъективных идеалистов.
Таким образом, Декарт в практически современной форме сформулировал следующие основные проблемы и основания философии сознания
Проблема целостности сознания. Главная нерешённая проблема для материализма на данный момент. Большинство материалистических теорий сознания решают её очень плохо. Множество людей вовсе предпочитают зарывать голову в песок. Но некоторая надежда на материалистическое решение всё же есть - может быть, со стороны квантовой механики
Проблема физиологии разумного поведения. Можно ли объяснить разумное поведение человека только физиологическими реакциями? Возможен ли искусственный интеллект? На сегодня кажется, что Декарт недооценивал возможности машин к сложному поведению. Но если принять во внимание уровень науки того времени, то даже сам факт постановки вопроса удивителен
Проблема функциональных проявлений сознания. Если сознание влияет на поведение, то как именно? Есть ли какие-то элементы поведения, которые без сознания невозможны? Возможен ли бессознательный искусственный интеллект? Этот вопрос остаётся открытым
Проблема нейрокоррелята сознания. Какая часть (или какое явление) мозга наиболее тесно связано с нашим сознательным опытом? Какие конкретно физиологические процессы ответственны за сознание? Где физиологические процессы превращаются в субъективные ощущения, эмоции? Если верен материализм, то нейрокоррелят должен обладать некой принципиальной целостностью. Но если даже верен интеракционизм, то остаётся вопрос через какую структуру происходит взаимодействие (современные интеракционисты считают, что это квантовые системы)
Проблема соотношения материи и сознания в онтологическом смысле. Действительно ли это две разные субстанции, как они взаимодействуют и т. д.
Принцип сенсуализма (феноменализма) .
В основе современной гносеологии почти без изменений лежит всё тот же декартовский принцип, что познание начинается в собственного субъективного опыта. "Я существую", "я мыслю". Если добавить сюда "я ощущаю", то мы получаем уже полностью оформившийся сенсуализм или феноменализм, который в своей основе почти не изменился

Ответ от MILAN.M1.[мастер]
И не в падлу же было, печатать?

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Философия Декарта. не могу найти основные положения онтологии, гносиологии и антропологии Декарта
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*