Автор Nati задал вопрос в разделе Города и Страны
Когда появилась первая женщина-гейша ? и получил лучший ответ
Ответ от Lianochka[гуру]
Первоначально гейшами были мужчины –да-да. Существует несколько версий этих событий. Версия первая: гейшами являлся первоначальный состав театра Кабуки. Версия вторая: гейшами называли артистов квартала Ёсивары (в Эдо) , азвлекавших доблестных самураев (Их называли гэйся ("искусники"), а также хокэн ("шуты"). Самураи почитали развлекательное общение с женщинами в чём-то нечистым и недостойным доблестных и учёных мужей, поэтому предпочитали представителей своего же пола, столь же образованных и могущих поддержать интеллектуальную беседу за чашечкой сакэ. И только с течением времени появились гейши-женщины, которые вытеснили с «арены» гейш-мужчин.
В 1751 году в киотосском квартале Симабара появилась первая женщина-заводила. В 1761 году в Ёсивара появилась первая профессиональная женщина-гэйся. Ею была Касэн из дома Огия, сначала работавшая юдзё, но выплатившая все долги и начавшая самостоятельный бизнес. Вскоре женщины-гэйся стали так популярны, что полностью вытеснили с этой работы мужчин. Уже к началу XIX века термин "гэйся" (или гейша, как принято писать в России) , стал обозначением исключительно женской профессии.
В отличие от юдзё - так называли в Японии проституток, гейши работали не только и не столько в "веселых кварталах". Они приходили по вызовам всюду, где мужчины собирались на дружеские вечеринки (гейши называли их "дзасики" - буквально это переводится как "комната", клиенты - "энкай", "банкет"). Основным достоинством гейш было умение весело и остроумно поддерживать беседу. Они шутили, читали стихи, пели песни, танцевали, аккомпанировали мужскому пению, организовывали немудреные, но веселые групповые игры. Основным музыкальным инструментом для гейш был трехструнный сямисэн.
Официально секс в программу развлечений гейш не входил, так как они не имели на него правительственной лицензии. В реальности, однако, все зависело от договора между гейшей и клиентом. Как и юдзё, гейши часто заводили полуофициальных поклонников-любовников и находились у них на содержании.
Руководили гейшами "матушки" (ока-сан) , а сами они называли друг друга сестрами.. Естественно, речь не шла об их равенстве, так как в японском нет просто "сестер", есть только "младшие сестры" и "старшие сестры". Старше считались не те гейши, кто старше по возрасту, а те, кто дольше занимается этой работой. Районы, в которых жили общины гейш, назывались ханамати - "цветочные улицы".
Как и у юдзё, у гейш была сложная система именования. У них не было фамилий, а имена переходили по наследству от предыдущих гейш этого ханамати. Обычно все эти имена начинались на корень, придуманный для этого при основании ханамати.
Гейши-ученицы назывались майко. Учились они, как и юдзё, методом "минарай" - "наблюдение и участие". В первую очередь майко учились правильно краситься, одеваться, ходить, танцевать, играть и петь. Всем этим майко и занимались, пока их старшие сестры общались с мужчинами. Именно умение свободно и раскованно, но при этом почтительно говорить считалось самым трудным в обучении гейши.
Другой важной функцией гейши во время застолья было подливать гостям саке. В Японии во время пиршества не принято наливать себе спиртное самому. С другой стороны, очень важно, кто, как и сколько кому наливает. Помимо умения наливать саке, существенным для гейши было также умение его пить или изображать, что пьешь. Зато во время банкетов гейши никогда не едят.
Источник:
Давно это было!
Основными центрами культуры гейш являются Киото, Осака и Токио, где они впервые появились в XVII столетии
Разберемся с терминами
Слово гейша (правильнее по-русски его следует писать гэйся) изображается двумя иероглифами, один из которых — (гэй) — означает «искусство» , «мастерство» , другой — (ся) — «человек» .
Этот термин — лингвистическая калька хорошо знакомого нам слова «артист» , ведь, как известно, «арт» — это искусство. Итак, в дословном переводе гейша — это человек искусства, человек мастерства. Но в старые времена «людей искусства» называли несколько по-другому. Так, певцов и танцоров, представителей мира искусства (гэйно) именовали гэйнодзин. Исполнителей популярных традиционных жанров, включая ракуго (комический монолог) , кодан (устный рассказ) ёсэ (некое подобие водевиля) , называли общим термином гэйнин, а странствующих артистов, потешавших публику средневековой Японии — гэйномин.
В самом начале эпохи Эдо (1603–1868) появился и термин гэйся. Однако в те времена японцы толковали это слово шире, подразумевая изысканного, совершенного человека. Так называли ученых, изучавших синтоизм, конфуцианство, поэзию, астрономию, врачей, включая хирургов и дантистов. Несколько позже это слово становилось обращением к учителю иностранного языка. Наездников, объезжавших лошадей, называли бугэйся, где иероглиф бу имеет значение «военный» . Такого же высокого звания удостаивались мастера стрельбы из лука, фехтования, знатоки ружейного дела. За прошедшие столетия термин не раз приобретал новые смысловые оттенки, пока в XVIII веке не закрепился за людьми, чьей профессией стало развлечение гостей. Примечательно, что первыми гейшами были мужчины. И лишь затем монополия на развлечение компании, как и на название «гейша» перешло к женщинам.
Однако сама профессия женщины — увеселительницы родилась в Японии много раньше, чем появился термин, ныне столь хорошо известный во всем мире. Еще в VII веке в стране существовала профессия сабуруко (от слова сабуру — «служить» , «обслуживать») . Оставшиеся без мужской защиты женщины — вдовы, сироты — вынуждены были бродить по стране, предлагая за деньги или еду сексуальные услуги. Большинство из них были представительницами беднейших слоев, но среди них встречались и оказавшиеся волей несчастной судьбы в таком положении образованные и культурные дамы, знакомые с искусством танца, пения, игры на музыкальных инструментах. Таких сабуруко нередко приглашали для увеселения различных пирушек. Еще одна разновидность этой профессии появилась на стыке эпох Хэйан и Камакура (XII век) . Тогда страна переживала трудные времена, власть переходила от аристократии к воинскому сословию самураев. Юным отпрыскам обнищавших благородных фамилий не оставалось ничего иного, как собственными силами обеспечивать себе жизнь и пропитание. Высокообразованные девушки, бывшие аристократки, знакомые с музыкой, поэзией, изящными манерами, вынуждены были увеселять мужчин, развлекая мужские вечеринки. Таких девушек называли сирабёси по названию старого танца, который женщины исполняли, переодевшись в мужские костюмы.
Такое количество терминов, конечно же, означало определенные различия в манере поведения, так же как и в искусстве увеселения. Но давайте вернемся в эпоху Эдо, когда гейши стали именно тем, чем они являются и поныне.
первоначально гейшами были не женщины, а мужчины /слово гейша — «гейся» образовано из 2 иероглифов: «гей» – искусство и «ся» – человек/
гейся-мужчины пели, танцевали и рассказывали анекдоты
первая женщина-гейша появилась только в 1751 году и вскоре они стали так популярны, что полностью вытеснили с этой работы мужчин
имя ей Касэи из дома Огия. Она задала канон умения гейш на все времена: каллиграфия, пение, танец, игра на традиционном музыкальном инструменте сямисэн и чайная церемония со всеми понтами. Но главная доблесть гейши – умение остроумно и просто умно, но со всей почтительностью к мужчине вести беседу. Этому ни одну западную женщину, видимо, не научишь.
Близость с гейшей возможна, но по обоюдному желанию. Если гейша решит, что вы – мужчина, обладающий ики, то есть, стильный, элегантный, глубоко и остроумно мыслящий человек. Да к тому же богатый – час у гейши стоит от 700 до 1000 баксов. И с каждым годом услуга дорожает: из 80 тысяч гейш в начале 20 века их осталось всего 2 тысячи – с сертификатами, традицией и баснословно дорогими кимоно. Остальным – небогатым, неостроумным и равнодушным к искусству – остаются уличные юдзё. С ними можно вообще не разговаривать.