философия средневековья и возрождения



Автор Леха Абыр задал вопрос в разделе Домашние задания

Философия средневековья и Возрождения. Что было позитивного и негативного в философии средневековья и Возрождения? и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
В период Средневековья философия развивалась преимущественно в лоне теологии, она – служанка богословия. Ее основные направления: апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму) , патристика (догматизация учений "отцов церкви", утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией) , схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии) .
Космоцентризм древнегреческой философии вытеснен теоцентризмом, исходная идея которого заключается в следующем: все изменяемое сотворено богом из "ничего" и стремится, в конце концов, к ничтожному.
Природное и социальное бытие – результат божественного предопределения. Следствие этого тезиса – идея мировой гармонии и целесообразности всех процессов.
Человек понимается как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения человека, обладающего свободой воли, – причина зла, которое необходимо для гармонии мира.
Большинству философов этого периода было присуще догматическое мышление, основанное на доскональном знании формальной логики, которая становится незыблемым каноном. Методы этого мышления – суммарный обзор, комментарии, цитирование.
В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть которой выражена в афоризме: "Верую, ибо абсурдно". Напротив, Ф. Аквинский считал, что вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств:
-доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке, который и есть Бог) ;
-доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины - Бога) ;
-доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их) ;
-доказательство от совершенства (все существующее совершенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует) ;
-доказательство от целесообразности (все в мире упорядочено, разумно, гармонично. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит) .
В Средневековье возник ряд еретических учений, подорвавших авторитет религиозных идей и положивших начало философии Нового времени:
-учение о двух истинах: истине веры и истине знания (Д. Скотт) ;
-учение о свободе воли и ее относительной детерминированности (Ж. Буридан) ;
-учения о соотношении вещей и понятий о них: номинализм (реально существуют только вещи, понятия – лишь их имена) и реализм (общие понятия существуют реально, независимо от единичных вещей) ;
-учение об опыте как о мериле истинности понятий (У. Оккам) .
Фома Аквинский (1221-1274 гг. ) – наиболее известный идеолог средних веков – полагал, что божественная истина есть мера всякой истины ...
Термин "возрождение" дал название целой эпохе, прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура. А для этого необходимо было детально изучить греческий язык. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не меньшим рвением, чем сейчас английский. В термине "возрождение" (по-французски – "ренессанс") отчетливо слышатся мотивы преемственности. Презрительное раннесредневековое отношение к античной философии изживает себя. Ему на смену приходит столь же несостоятельное понимание средневековья как исключительно мрачной и темной эпохи, европейской ночи. Лучшие же из гуманистов в полной мере сознавали, что предстоит синтезировать античные, средневековые и возрожденческие идеи. В эпоху Возрождения философия начинает выходить из-под жесткого диктата религии.
Источник: Полностью:

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Философия средневековья и Возрождения. Что было позитивного и негативного в философии средневековья и Возрождения?
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*