эстетическая культура
Автор Общаг 2 Админов задал вопрос в разделе Прочие социальные темы
почему человеку необходима эстетическая культура? и получил лучший ответ
Ответ от Есепчук Алексей[гуру]
Эстетическая культура личности, как и всякая другая, выступает показателем развития внутренних духовных сил человека. Потому в ее создании и сохранении заинтересован как сам индивид, который при этом реализует свою потребность в красоте, так и общество в целом. Эстетическая культура личности предполагает единство развитого эстетического сознания и способностей к эстетическому творчеству в различных видах жизнедеятельности. Эстетическое сознание человека — это не только совокупность его рациональных представлений о прекрасном и личных художественных предпочтений, но еще и особое чувство наслаждения эстетической стороной действительности. Каждый раз это чувство уникально и неповторимо. Даже когда мы не впервые слышим какую-нибудь мелодию, то у нас возникают не «те же самые» , а обновленные переживания. Эстетическое чувство крайне субъективно: на вкус и на цвет товарищей нет.
Между тем есть понятие «хорошего вкуса» и «дурного вкуса» , безвкусицы, т. е. подразумевается, что мнение мнению рознь, и существует некий объективный идеал прекрасного, которого и придерживается «хороший вкус» . Когда у человека есть эстетический вкус, он способен к качественному различению прекрасного и безобразного, к яркому восприятию и такой же оценке эстетических свойств явления. Хороший вкус —это эстетическая оценка на основе глубокого изучения, опыта чувств предшествующих поколений, который запечатлен в художественной практике людей. Однако дать некую формулу хорошего вкуса невозможно, так как его критерии не рациональны и создаются лишь в результате «воспитания чувств» .
Общечеловечески воспитанные чувства не только приносят человеку наслаждение, но и говорят о самых важных аспектах жизни. Во-первых, в эстетическом переживании нам дается чувственное созерцание истины. Красота отражает пропорцию и симметрию, присущую миру. В древности музыка понималась как математическая дисциплина, ибо приятные созвучия, как утверждали пифагорейцы, подчиняются простым математическим законам. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи создал теорию перспективы в живописи, основанную на математических расчетах. Гармония, соразмерность и закономерность природы чувственно воспринимаются нами как красота. Это чувство является знаком истины, до которой познающий разум добирается только со временем.
Во-вторых, эстетические переживания свидетельствуют о свободе и творческой природе человека. Порой даже «неестественные» , порожденные причудливой фантазией произведения справедливо восхищают тем, что демонстрируют силу воображения и полет духа его создателя. Сфера эстетического — это сфера свободной игры творческих сил человека.
В-третьих, красота оказывается признаком «очеловеченности» мира, его гуманности. «Мир прекрасного» (создаваемый, в частности, искусством) — это мир, в котором человек ощущает себя вполне Человеком. Понятие красоты фиксирует не только прекрасные свойства внешнего мира, но и прекрасный мир души и других идеальных объектов. Мы говорим: «он выдвинул прекрасное доказательство» , «у нас с ним прекрасные отношения» . Здесь красота означает внутреннюю развитость человека, способного на такие доказательства и такие отношения.
Итак, критерий прекрасного, которым руководствуется хороший вкус, существует «за кадром» эстетических явлений. Красота являет нам идею прекрасного в образах, поэтому эстетическое чувство — это «прочувствованная мысль» , «интеллектуальное чувство» , субъективное по форме и объективное по содержанию. Но поскольку даже объективным критерием руководствуется всегда отдельная личность, то эстетическая оценка — это всегда чья-то позиция, относительность которой неизбежна.
для сближения культур