epos часы википедия



Нартские сказания

Автор Ёаша Балсукова задал вопрос в разделе Школы

когда появился нартский эпос? я учусь в школе, и никак не могу найти ответ на задание учителя. прошу, помогите! и получил лучший ответ

Ответ от Иллюзия(Лиза)[гуру]
Нартский эпос — эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа, его основу составляют сказания о происхождении и приключениях геро­ев-богатырей (нартов) . Существует прежде всего у абхазо-адыгских наро­дов и у осетин в прозаической и стихотворной форме.
Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в VIII—VII вв. до н. э. , а в XIII—XIV вв. разрозненные сказания стали объединяться в ци­клы, группируясь вокруг какого-либо героя или события.
Происхождение слова нарт объясняют по-разному: от иранского слова нар (мужчина) , осетинского «нэе арт» (наш огонь) , древнеиндийского кор­ня нрт (плясать) , монгольского корня пара — солнце. Слово нарт образо­вано из этого слова с добавлением суффикса «-т» , который является указа­телем множественного числа существительных в осетинском языке.
Многие языковеды утверждают, что народом-создателем эпоса явля­ются осетины. Считалось, что он «проник» на Кавказ вместе с приходом туда аланских предков осетин. Тем не менее споры о народе-создателе ведутся в науке до сих пор, и поэтому нартские сказания необходимо рассматривать как единый общекавказский памятник древней эпиче­ской поэзии.
В кабардинском эпосе существует герой — Бадыноко. Еще в детстве предвиделось его героическое будущее. Пели ему в колыбельной песне: Ты обезглавишь сотни чудовищ, Сотни сокровищ нартам раздашь. ..Спи, мое счастье, храбрый мой львенок, Славен и звонок будет твой путь. Будешь ты светом рода людского.. .
Бадыноко прежде всего — защитник родной земли, беспримерно храб­рый, суровый воин, «гроза чинтов» — извечных врагов нартов. Его мать, отважная воительница, воспитала его в духе ненависти к чинтам, свире­пым разорителям нартской земли, «уничтожившим все живое» . В эпосе подчеркивается скромность Бадыноко, его открытый, неподкупный нрав, его честность и благородство. Защитив страну нартов от нашествия врага, он удаляется от изъявлений благодарности.
При всей суровости Бадыноко в нем живет любовь к людям. Эпос не только отмечает достоинства Бадыноко, но и осуждает его некоторую над­менность, стремление биться с врагом в одиночку.
Наиболее крупным собирателем нартских сказаний был Казн Атажу-кин, который в 1864 г. составил на русской графической основе кабардин­ский алфавит и, впервые в истории кабардинского народа, издал на род­ном языке несколько сказаний нартов.
***
Нартский эпос — Википедия
ru.wikipedia.org/wiki/Нартский_эпос
Источник:

Ответ от Џрик Александров[гуру]
Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в 8–7 вв. до нашей эры, а в 13–14 вв. разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события.
Из-за отсутствия письменных источников невозможно восстановить полную картину того, как происходило развитие и формирование эпоса. Лишь отрывочные данные, содержащиеся в трудах Геродота и Мацеллина, а также в хрониках Армении и Грузии, позволяют судить об историко-культурной среде, в которой зарождались сказания о нартах.
В. О. Миллеру и Ж. Демюзилю путем вычленения древнейших пластов эпоса и последующего лингвистического и историко-культурного анализа удалось показать, что у истоков его были, по-видимому, племена североиранских скифо-сарматов и аланов, населявшие территорию нынешнего юга России в I тысячелетии до нашей эры, а также племена, создавшие кобанскую культуру Центрального Кавказа (бронзовый век). Детали, характеризующие быт этих племен, описание которых можно найти у историков и географов древности, встречаются в нартских преданиях либо в художественно переработанном, либо почти в том же виде, в каком были зафиксированы еще римлянами и греками. Даже имена старейших героев сказаний (Уаерхаег, Ахсартаег, Уырызмаег, Сырдон) имеют иранское происхождение. Исследователи указывают на ряд сюжетных параллелей между нартским эпосом и кельтскими и скандинавскими легендами.
Позднее, в 13–14 вв. , эпос испытал значительное влияние татаро-монгольской культуры. Имена Батрадз, Хамыц, Сослан, Елтаган, Сайнаг, Маргудз имеют монгольское и тюркское происхождение. Однако, как отмечает В. И. Абаев, несмотря на тюркское происхождение имен некоторых героев, а также отдельные совпадения в сюжетах и мотивах, сказания, относящиеся ко второму пласту эпоса, абсолютно оригинальны.
Относительно происхождения слова «нарт» ученые не пришли к единому мнению; часть из них усматривает сходство с иранским словом «нар» (мужчина) , осетинским «нае арт» (наш огонь) и древнеиндийским корнем «нрт» (плясать). В. И. Абаев полагал, что слово «нарт» восходит к монгольскому корню «нара» – солнце (многие герои эпоса связаны с солярным мифом). Слово «нарт» образовано из этого слова с добавлением суффикса «-т» , который является указателем множественного числа существительных в осетинском языке. По тому же принципу до сих пор образуются осетинские фамилии.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: когда появился нартский эпос? я учусь в школе, и никак не могу найти ответ на задание учителя. прошу, помогите!
Epos на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Epos
Нартский эпос на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Нартский эпос
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*