Елена павловна великая княгиня
Автор Лютик задал вопрос в разделе Школы
Опишите пожалуйста характер великой княгини Елены Павловны? и получил лучший ответ
Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Воспитанная во Франции немецкая принцесса со дня свадьбы говорила о себе: «Я - русская» , но не терпела лакировки - просила обо всем говорить «с русским чувством, но правду». До конца своих дней великий хирург Пирогов возмущался, что основательницей сестринского дела считается Флоренс Найнтингейл, а не она, основавшая свое сестричество за год до того, как великая англичанка прибыла на крымский фронт. Отечественная медицина обязана ей специализацией врачей, а русские крестьяне… свободой. Знакомьтесь: Великая княгиня Елена Павловна Романова.
Поэт В. Ф. Одоевский писал: "Все ее интересовало, она всех знала, все понимала, всему сочувствовала... она вечно училась чему-нибудь". На ее средства после смерти Гоголя было выпущено первое полное собрание его сочинений. Она перевезла из Италии в Петербург монументальное полотно уже смертельно больного Иванова «Явление Христа народу» и сделала с него фотокопии, стоившие в то время очень дорого. Она покровительствовала Брюллову и Айвазовскому. Ученый-путешественник Миклухо-Маклай посвятил ей свои исследования о Новой Гвинее.
Николай I говорил: « Елена – это ученый нашего семейства» , и отсылал к ней посещавших Россию иностранных ученых и мыслителей, уверенный, что Великая княгиня произведет на них самое благоприятное впечатление.
Елена Павловна за свой счет организовывала концерты известных музыкантов для широкой аудитории, и ей Россия обязана созданием первой в России консерватории в 1858 г. Поначалу классы консерватории размещалась в ее дворце, затем им нашли отдельное помещение. Композитор Антон Рубинштейн вспоминал: «Другой, равной ей, я ни прежде, ни после в ее положении не знавал» .
Еженедельная кузница реформ
По четвергам салон Елены Павловны в Михайловском дворце Петербурга посещали самые выдающиеся люди ее эпохи – ученые, политики, государственные служащие, иностранные дипломаты, писатели, художники и музыканты. Согласно этикету, Великая княгиня не могла приглашать тех, кто не принадлежал к «высшему обществу» , поэтому приглашения рассылались от имени ее фрейлин. Уникальность ее «четвергов» состояла в том, что члены императорской фамилии встречались на них с лицами, официально ко двору не представленными, и могли услышать мнения, отличные от их собственных.
Видный юрист и общественный деятель А. Ф. Кони называл «четверги» в Михайловском дворце основной дискуссионной площадкой, где вырабатывались планы Великих реформ Александра II.
Еще в 1828 г. Елена Павловна, по завещанию императрицы Марии Федоровны, стала покровительницей Мариинского и Повивального институтов. «Зная твердость и доброту характера своей невестки, — писала Мария Федоровна, — я убеждена, что в таком случае эти институты будут всегда процветать и приносить пользу государству» .
Мариинский институт был училищем для девочек среднего сословия, который готовил воспитательниц и учительниц. Великолепно образованная, Елена Павловна часто посещала институток и присутствовала на экзаменах. Однажды, слушая экзамен по истории, она остановила отвечающую и попросила говорить о темных сторонах российского прошлого «с русским чувством, но правду» .
Повивальный институт был роддомом и школой для акушеров-гинекологов. При нем в 1844 году Елена Павловна открыла первый в России стационар, а в 1845 – первую школу для «сельских повивальных бабок». В 1872 г. , пытаясь преодолеть нехватку женских врачей, она разрешила всем врачам, желающим специализироваться в акушерстве и гинекологии, совершенствовать свои знания под руководством профессоров Повивального института. С начала 1860-х гг. Елена Павловна заинтересовалась идеей создания лечебного заведения, где молодые врачи могли бы совершенствовать свои навыки, а опытные - повышать квалификацию. По замыслу Елены Павловны и ее личного врача Э. Э. Эйхвальда, первого директора Клинического института, он должен был стать «вольной медицинской школой, не дающей никаких прав, но свято верующей в любовь русских врачей к науке и в сознательное их отношение к священным задачам врачевания».
Источник: Далее: