древнерусская школа



Автор Наталия задал вопрос в разделе Школы

Как и чему учили в древнерусских школах? и получил лучший ответ

Ответ от Sla Gu[гуру]
основу содержания образования древнерусской школы составлял церковно-славянский язык, близкий древнерусскому, поскольку православную веру Русь приняла на церковно-славянском языке; тексты религиозной, художественной и другой литературы. Содержание образования характеризует литературно-художественная направленность всего процесса обучения; тесная связь народной и православной культуры (народная культура входит во все жанры литературы от проповеди до художественных произведений). Основы содержания образования, выработанные в начале
XI в. , просуществовали в российской школе едва ли не до XVIII в.
Из истории педагогики. Становление и развитие древнерусского воспитания и образования и педагогического сознания

Ответ от *SPACE*[гуру]
О древнерусских школах и учителях
Русская педагогика начинается со времени принятия христианства (988 г.) . Без сомнения, и до этого события древние славяне воспитывали своих детей, но это воспитание носило тот характер, какой оно носит у всех диких народов, т. е. характер чувственности, которою исчерпывалась вся их жизнь.
Физический уход был сплошь и рядом единственной заботой со стороны родителей. Намеки на духовное развитие ограничивались стремлением сделать единичного человека нечувствительным к боли, хитрым и выносливым на войне. Образование едва ли не сводилось к научению верховой езде.
Главным советником и помощником Владимира в заведении школ и обучении детей был в то время прибывший из Греции первый митрополит Киевский Михаил.
По примеру равноапостольного князя Владимира, который любил «словеса книжная» и великий царь Ярославль (1019-1054 гг. ) до того был предан книгам, что часто сам их читал днем и ночью, и не менее отца своего заботился о просвещении своих подданных. С этою целью он поставлял по селам и городам священнослужителей, заботился, чтобы они чаще собирали народ в церкви, создал общество переводчиков, которые перевели, по его поручению, многие книги с греческого языка на славянский. Собрав много книг, положил их при Киевском Соборе и таким образом основал в России библиотеку. Училища в домонгольский период существовали у нас в том виде, как они были заведены св. Владимиром и сыном его Ярославом. Школы были частные, не правительственные; школы были при церквах или на дому у частных лиц.
Первыми учителями после ученых греков, привезенных Владимиром и учивших только в Киеве, стали учить в других городах священники; они учили грамоте в открываемых ими при церквах школах не одних боярских детей, но и всех желающих «средних и убогих» , и таким образом образование было всесословным. Так как никакого надзора над учением и учителями не было, то мало помалу стали учиться и миряне. Они открывали школы у себя на домах с благотворительною це­лью, — чтобы обучением способствовать распространению почитания божественных книг, некоторые миряне сделали себе из этого занятия ремесло, отчего впоследствии их стали назы­вать «мастерами» .
Вся училищная дисциплина была основана на евангельс­кой кротости и любви, с положительным запрещением дей­ствовать строгими мерами, яростью. Это обстоятельство име­ет для нас важность не только потому, что показывает дух, господствовавший в древне-русских школах, но и потому, что оно резко отличает их от школ монастырских, существовав­ших в то же время на западе, где vigra и scutica были непре­менным условием обучения.
Древне-русская педагогия начинается со времен Влади­мира Святого и Ярослава Мудрого, которые первые из князей позаботились об открытии школ. Школы эти устраивались при церквах или на дому у частных лиц; правительство не вмешивалось в их организацию, а только способствовало их открытию. Ближайшее заведование школами принимало все­гда духовенство: священники и причетники, а впоследствии явились в качестве учителей и «миряне» , которых называли «мастерами» . Однако, кто бы в школе не учил, древне-рус­ская школа XI и XII вв. носила церковный характер, учение в ней было поставлено в тесную связь с церковью; школа явля­лась для малых детей пр теддверием храма Божия.
Однако, из этого вовсе не следует, что она носила узко-специальный ха­рактер, что целью ее было приготовление лишь лиц духовных: напротив, в ней учились дети лиц всех сословий, многие из них не принимали потом духовного звания; таким образом древ­не-русская школа являет собой общесословную школу гра­мотности. Предметами обучения в ней были: чтение, письмо; дисциплина носила учебно-воспитательный характер и отли­чалась кротостью.

Ответ от Василий Иванович[гуру]
Розгами и ставили на горох коленями. А учили закону Божьему.

Ответ от ЕВГЕНИЙ ИВАНОВ[гуру]
а вы кирилицу прочтите... аз буки веди глаголь добро есть живите зело земля и иже како люди мыслете наш он покой рцы слово твердо.. . а теперь все вместе прочитайте как предложение и сделайте смысловой перевод на современный - азбуку ведающий глаголь добро... добро это жизнь на красивой земле.... и если мысли ваши человечные ОН сбережет вас от всех невзгод.. . иначе не будет! вот ентому и обучали прежде чем читать научить зазубривали наизусть в каком направлении применять грамотность ...

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Как и чему учили в древнерусских школах?
Образование в Древней Руси на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Образование в Древней Руси
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*