что такое зона ближайшего развития



Зона ближайшего развития это

Автор Juliya задал вопрос в разделе Детские сады

пример "зоны ближайшего развития" и получил лучший ответ

Ответ от
Из тернэта, в голову ничего не лезет
Выготский объяснял, что поскольку процессы обучения следуют первыми, а процессы развития несколько запаздывают, то между ними всегда существуют небольшие несовпадения (зона ближайшего развития). Эта категория указывает на различия между тем, чего ребенок может достигнуть самостоятельно (уровень актуального развития) и тем, что он способен сделать под руководством взрослого. Уровень актуального развития при этом обусловлен формирующимися в зоне ближайшего развития процессами – соответственно, любое действие ребенок сначала выполняет при помощи взрослого, и только потом способен повторить его в одиночку.
В качестве подтверждения своей теории Выготский приводил пример двух восьмилетних мальчиков, которые сначала поодиночке проходили тест интеллекта для их возраста, а затем под руководством экспериментатора решали задачи более сложного уровня. Во втором случае результаты соответствовали умственному развитию девятилетнего ребенка у одного из испытуемых, и двенадцатилетнего – у второго.
Разница между итогами первого и второго теста связана с зоной ближайшего развития, а разница в результатах мальчиков после второго теста указывает на различный потенциал к обучению, диагностируемый у этих детей.

Ответ от Полина Мартинес[гуру]
Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности .
В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь.
Например:
Воспитатель заметила, что Петя (1 год и 11 месяцев) заинтересовался пуговицами на своей одежде.
- Воспитатель: «Петя, какие у тебя красивые пуговки, разноцветные».
- Петя: «Да, красивые».
- Воспитатель: «Сейчас, пора спать и пуговки нужно расстегнуть».
Петя смотрит на пуговицы, дергает их, пытаясь просунуть в петли.
- Воспитатель: «Давай, я тебе помогу, смотри как нужно».
Воспитатель аккуратно берет пуговицу и медленно расстегивает ее. Когда воспитатель взялась за вторую пуговицу, Петя изъявил желание расстегнуть ее вместе с воспитателем. То же было и с третьей пуговицей. На протяжении четырех дней воспитатель совместно с Петей расстегивали пуговицы. На пятый день, когда воспитатель подошла к Пете, чтобы снова расстегнуть одежду, Петя убрал ее руку и расстегнул пуговицу сам.
Из этих занятий можно определить границы зоны ближайшего развития: у Пети сформировалась зона ближайшего развития, когда он проявил интерес к пуговицам, пытаясь их расстегнуть. Воспитатель оказала дозированную помощь, подсказывая как это сделать. Петя осуществлял совместную с воспитателем деятельность, охотно принимая ее помощь до тех пор, пока не почувствовал, что сам может осуществить эту деятельность. Здесь находится вторая граница зоны ближайшего развития. Когда Петя, стал расстегивать пуговицы самостоятельно зона ближайшего развития, стала зоной актуального развития, т. е. он приобрел, определенное умение и помощь воспитателя ему больше не требовалась

Ответ от Артём Крылов[новичек]
Зона ближайшего развития (ЗБР) — теоретический конструкт, введенный Львом Выготским в начале 1932—1934 гг. для характеристики связи между обучением и психическим развитием ребенка Наши дети – неповторимы. Мы готовы часами рассказывать о их достижениях, заботах и спешим решать вместе с ними всевозможные проблемы. Когда они подрастают, наша забота – научить их учиться. Понятие «Зона ближайшего развития» было введено в психологическую науку Львом Сергеевичем Выготским, и считается одним из его самых выдающихся открытий, которые используются в современной науке для индивидуализации и гуманизации обучения. Педагог призван стоять лицом к ребенку и, основываясь на его актуальных умениях, развивать и обучать ребенка.
А поскольку мы для наших детей до поры до времени являемся главными учителями, то нам полезно знать, что такое зона ближайшего развития ребенка и как ее можно определить.
Итак, зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот,
Каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития: только тогда, когда он учится чему-то новому для себя!
Еще нужно иметь ввиду, что развитие происходит по определенным законам. Есть особые жизненные периоды ребенка, когда формируются те или другие умения. Их называют сензитивными периодами. Например, для развития умения ходить наилучшее время с 8 месяцев до 1,2. Но наши дети разные, случаются индивидуальные особенности в сензитивных периодах. Именно поэтому ребенка можно сравнивать только с ним самим: не будем же мы обращать внимание и сравнивать свою долю помощи ребенку и помощь мамы соседскому мальчику. А сравнивая умения ребенка сегодня с теми, которые были вчера, можно увидеть прогресс и порадоваться его успехам.

Ответ от Џ-на[гуру]
Зона ближайшего развития
Это зона развития рядом с той в которой ребёнок находится сейчас
Например, для ребёнка, неумеющего считать
ЗБР станет умение отличать "мало" и "много", "ни одного"
Усвоив эти понятия его ЗБР станет счёт до 1-3х
Далее-до 5ти
Ещё дальше-до 10ти.
Графически эти две зоны рисуются как пересекщиеся круги
Отсюда видно
Что если неумеющего считать ребёнка почти бесполезно пытаться сразу учить считать до 10

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: пример "зоны ближайшего развития"
Зона ближайшего развития на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Зона ближайшего развития
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*