Автор Каститис задал вопрос в разделе Другое
Что случилось с первой оперой Чайковского? и получил лучший ответ
Ответ от Леонид Ярошевский[гуру]
Воевода — первая опера П. И. Чайковского, либретто композитора и А. Н. Островского по его пьесе «Воевода» («Сон на Волге») .
Премьера оперы состоялась 30 января 1869 г. в Большом театре в Москве, в бенефис певицы Александры Меньшиковой, певшей партию Марьи Власьевны; в главных партиях были также заняты Людвиг Финокки (Нечай Шалыгин) , Платон Радонежский (Влас Дюжой) , Анна Анненская (Настасья) и др. , дирижировал Э. Н. Мертен. Владимир Одоевский отметил в своём дневнике:
Русская тональность господствует, — но даровитый Чайковский также не устоял против желания угодить публике разными итальянизмами. Эта опера — задаток огромной будущности для Чайковского. <...> Представление удалось — Чайковского несколько раз вызывали, и Меньшикову также, хотя она фальшивила по обыкновению несколько раз [1].
Затем Чайковский, недовольный оперой, уничтожил значительную часть партитуры, а кое-какой музыкальный материал использовал в других произведениях. Попытки восстановить оперу по сохранившимся наброскам и фрагментам были предприняты в 1930-40-е гг. П. А. Ламмом (при участии Виссариона Шебалина и Бориса Асафьева) и Ю. В. Кочуровым (частично опиравшимся на опыт Ламма; редакция либретто С. Д. Спасского) . Редакция Кочурова была поставлена 28 сентября 1949 в ленинградском Малом оперном театре, дирижировал Э. П. Грикуров.
30 января 1869 года в бенефис артистки А. Г. Меньшиковой состоялось первое представление оперы Чайковского «Воевода» . Оно прошло с большим успехом. Автора много вызывали, друзья и поклонники поднесли ему лавровый венок.
Но самым строгим судьей «Воеводы» оказался автор. Еще на репетициях Чайковский разочаровался в своей первой опере, а потом сжег партитуру, использовав лучшие куски музыки в других произведениях. (В советскую эпоху были найдены оркестровые голоса и партитура восстановлена. ) Искусство оперы имеет свои законы, знанием которых композитор тогда не обладал. Впоследствии Чайковский говорил, что провал его первой оперы был совершенно неизбежен.
воевода
Воевода появилась в 17 веке
Воевода — первая опера П. И. Чайковского, либретто композитора и А. Н. Островского по его пьесе «Воевода» («Сон на Волге») .
Премьера оперы состоялась 30 января 1869 г. в Большом театре в Москве, в бенефис певицы Александры Меньшиковой, певшей партию Марьи Власьевны; в главных партиях были также заняты Людвиг Финокки (Нечай Шалыгин) , Платон Радонежский (Влас Дюжой) , Анна Анненская (Настасья) и др. , дирижировал Э. Н. Мертен. Владимир Одоевский отметил в своём дневнике:
Русская тональность господствует, — но даровитый Чайковский также не устоял против желания угодить публике разными итальянизмами. Эта опера — задаток огромной будущности для Чайковского. <...> Представление удалось — Чайковского несколько раз вызывали, и Меньшикову также, хотя она фальшивила по обыкновению несколько раз [1].
Затем Чайковский, недовольный оперой, уничтожил значительную часть партитуры, а кое-какой музыкальный материал использовал в других произведениях. Попытки восстановить оперу по сохранившимся наброскам и фрагментам были предприняты в 1930-40-е гг. П. А. Ламмом (при участии Виссариона Шебалина и Бориса Асафьева) и Ю. В. Кочуровым (частично опиравшимся на опыт Ламма; редакция либретто С. Д. Спасского) . Редакция Кочурова была поставлена 28 сентября 1949 в ленинградском Малом оперном театре, дирижировал Э. П. Грикуров.
Воевода — первая опера П. И. Чайковского, либретто композитора и А. Н. Островского по его пьесе «Воевода» («Сон на Волге») .
Премьера оперы состоялась 30 января 1869 г. в Большом театре в Москве, в бенефис певицы Александры Меньшиковой, певшей партию Марьи Власьевны; в главных партиях были также заняты Людвиг Финокки (Нечай Шалыгин) , Платон Радонежский (Влас Дюжой) , Анна Анненская (Настасья) и др. , дирижировал Э. Н. Мертен. Владимир Одоевский отметил в своём дневнике:
Русская тональность господствует, — но даровитый Чайковский также не устоял против желания угодить публике разными итальянизмами. Эта опера — задаток огромной будущности для Чайковского. <...> Представление удалось — Чайковского несколько раз вызывали, и Меньшикову также, хотя она фальшивила по обыкновению несколько раз [1].
Затем Чайковский, недовольный оперой, уничтожил значительную часть партитуры, а кое-какой музыкальный материал использовал в других произведениях. Попытки восстановить оперу по сохранившимся наброскам и фрагментам были предприняты в 1930-40-е гг. П. А. Ламмом (при участии Виссариона Шебалина и Бориса Асафьева) и Ю. В. Кочуровым (частично опиравшимся на опыт Ламма; редакция либретто С. Д. Спасского) . Редакция Кочурова была поставлена 28 сентября 1949 в ленинградском Малом оперном театре, дирижировал Э. П. Грикуров.