чагин и есенин



Автор Неточка задал вопрос в разделе Города и Страны

А был ли Есенин в Персии? и получил лучший ответ

Ответ от Елена Есакова[гуру]
О Есенине я прочитала у Эдварда Радзинского («Загадки истории» ) и услышала в его передаче «Гибель поэтов в России» .
Как интересно, оказывается Сергей Есенин мечтал побывать в Персии. Какой-то чекист из Баку спьяну пообещал перевести
поэта через границу… И вот однажды летней ночью 1925 года Есенина привезли к безымянной речке, где поэта ждал проводник.
Вброд они перешли реку. «Мы в Персии» , - сказал проводник. На телеге под тюками Есенина долго везли. На рассвете они
въехали в аул; провожатый завёл поэта в дом и сказал, что тот не должен никуда выходить целый день.
Весь день счастливейший Есенин провёл в доме, только через окно смотрел на улицу, видел девушку под чадрой, слышал,
как звал её мужской голос: «Шаганэ… Шаганэ! » Так, не выходя из дома он прожил в Персии целый день, и весь день писал стихи.
Ночью его снова в телеге до утра везли в Баку. Надо ли говорить, что не был Есенин ни в какой Персии.
Аул этот был в Азербайджане, далеко от персидской границы. А стихотворение Есенина «Шаганэ, ты моя Шаганэ» ,
по сей день будоражит наше воображение.
чагин и есенин
Еще одна версия о том, как была создана С. А. Есенину иллюзия Персии в Баку содержится в чрезвычайно интересных воспоминаниях
народного артиста СССР В. И. Качалова (Шверубовича) .
чагин и есенин
Василий Иванович пишет, что еще при первых его встречах с поэтом весной 1925 года в Москве Есенин «рассказывал и вспоминал о Тегеране». В середине лета Василий Иванович снова видится с Есениным в Москве и пишет, что «он уже «слетал» в Тегеран и вернулся в Москву». Слово «слетал» Качалов берет в кавычки. Почему? Видно, у него были какие-то сомнения по этому поводу. Есенин всегда стремился на родину великих поэтов. «Там ведь родились все лучшие персидские лирики», —
пишет он 8 апреля 1925 года из Баку.
Но никогда в Персии Есенин так и не побывал. Баку действительно все сделал, чтобы поездка эта осуществилась, но С. М. Киров, возглавлявший тогда ЦК Азербайджана, отсоветовал Есенину ехать.
Говорили, что Сергей Миронович сказал Есенину: «В Европе возле вас был близкий человек, а тут вы будете один... » —
и упомянул о трагическом конце Грибоедова в Персии.
Елена Есакова
(4714)
Киров, человек огромного эстетического вкуса, в дореволюционном прошлом блестящий литератор и незаурядный литературный критик, обратился ко мне после есенинского чтения с укоризной: «Почему ты до сих пор не создал Есенину иллюзию Персии в Баку?
Смотри, как написал, как будто был в Персии. В Персию мы не пустили его, учитывая опасности, которые его могут подстеречь,
и боясь за его жизнь. Но ведь тебе же поручили создать ему иллюзию Персии в Баку. Так создай же. Чего не хватит — довообразит...»

Ответ от Yuliya[гуру]
Надо у него спросить.

Ответ от Ирина Кабанова[новичек]
Нет. Стремился попасть туда, но не получилось 🙁

Ответ от Ольга[гуру]
Официально считается-не был:
В 20-е годы к теме Востока обращались многие современники Есенина. Незадолго до Есенина в Иране побивал В. Хлебников, фрагменты его «восточных» стихотворений звучали в московских поэтических кафе, в его отзывах о Персии переплелись явь и сон, реальность и фантазия.
К своему Востоку Есенин шел исподволь и сознательно в течение целого ряда лет. Он был глубоко убежден в том, что древневосточная классическая литература — необходимая для совершенствования поэтического мастерства учеба. «Я еду учиться, — писал он. — Я хочу проехать даже в Шираз и, думаю, проеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики. И недаром мусульмане говорят: если он не поет, значит, он не из Шушу, если он не пишет, значит, он не из Шираза» . Эту восточную поговорку Есенин использует затем в стихотворении персидского цикла «Руки милой — пара лебедей... »
Побывать в Персии поэту не удалось. Его «Персидские мотивы» написаны под впечатлением поездок на Кавказ в 1924—1925 годах, и для них характерны основные мотивы есенинского творчества. Главная из них — тема любви. Любви в широком смысле слова, не только к женщине, но и к России, к жизни, к природе, к Востоку.
Есенинские «Персидские мотивы» — это не только и не столько живые впечатления от увиденного и пережитого. Поэт так глубоко проникся прелестью этого неповторимого мира, что сам отчасти поверил в то, что побивал в Персии. В трех из четырех известных вариантов автобиографии он указывает на это обстоятельство: «Сергей Есенин» (1922), «Автобиография» (1923), «Автобиография» (20 июня 1924).
«Ах, и я эти страны знаю, // Сам немалый прошел там путь...» , — писал поэт о небывшей Персии в стихотворении «Эта улица мне знакома... » (1923)
Есенин так и не побывал в Персии. В телеграмме, отправленной из Тифлиса в 1925 году, он сообщал: "Персия прогорела". Но он совершал довольно длительные поездки на Кавказ. здесь он познакомился с творчеством крупнейших поэтов Востока - Фирдоуси (934 - 1020), Омара Хайяма (1040 - 1123), Саади (1184 - 1291). Есенин неоднократно упоминает их имена в "Персидских мотивах"
а вот тут написано-был....

Ответ от Кирстен[гуру]
А с чего вы взяли, что он там был???

Ответ от Николай[гуру]
УЗБЕКИСТАНСКАЯ ПРОПИСКА РУССКОГО ПОЭТАВ Ташкенте уже на протяжении 20 лет существует музей Сергея ЕсенинаЮрий ЕгоровМОЖЕТ показаться странным само существование музея, открытого так далеко от родины великого русского поэта. В самом деле Сергей Есенин приезжал в Туркестан всего раз и пробыл здесь совсем недолго. Стихотворений, посвященных непосредственно Средней Азии, он так и не написал. Правда, в знаменитом поэтическом цикле "Персидские мотивы", где русский поэт предстает учеником великих поэтов Востока, за вымышленной есенинской Персией легко просматривается земля Туркестана, детали, подмеченные Сергеем Александровичем на ташкентских улицах, в чайхане, в узбекских двориках. Есенин не был ни туристом, ни путешественником - он тянулся к Востоку душой художника, и главная идея ташкентского музея, которой руководствовались его организаторы, - раскрыть связи между литераторами Узбекистана и России на примере творческого освоения великим русским лириком традиций и приемов восточной поэзии. В ташкентском музее собрано все, имеющее отношение к пребыванию Сергея Есенина на этой земле. А приехал он в столицу Узбекистана 14 мая 1921 г. в гости к своему другу и соратнику по поэтическому цеху - Александру Ширяевцу. Хотя поездка поэта была неофициальной, он много выступал с чтением стихов на вечерах "Студии искусств" в Туркестанской публичной библиотеке, в клубе Красной Армии, перед сеансами в синематографах "Туран" и "Зимняя Хива". Популярность Есенина в Ташкенте была огромной. Настоящую овацию устроила ему публика на поэтическом вечере ташкентского поэта Семена Окова в Доме просвещения имени Луначарского, в котором принял участие и Сергей Александрович. Неповторимый есенинский голос звучал и в домах его друзей - поэтов Александра Ширяевца и Валентина Вольпина, в мастерской художника Александра Волкова, в гостеприимной усадьбе семьи ташкентских интеллигентов Михайловых. Кратковременное пребывание Есенина в Ташкенте стало важной вехой его творческой биографии. Здесь он вчерне закончил свою драматическую поэму "Пугачев", и она впервые прозвучала перед ташкентцами в авторском исполнении. Тогда же поэт впервые окунулся в подлинную атмосферу так привлекавшего его Востока. По свидетельствам очевидцев, Есенин буквально пропадал целыми днями в старом городе, любил посидеть с пиалой чая в чайханах Шейхантаура и Урды, хотя так и не научился сидеть "по-узбекски", скрестив ноги. Русского поэта интересовали узбекские стихи, музыка и песни, которые он с удовольствием слушал у своих новых ташкентских знакомых. Вечером 29 мая 1921 г. Сергей Есенин выехал в Самарканд для знакомства с памятниками среднеазиатской старины, а 3 июня вернулся обратно. Поэт простился с друзьями и затем навсегда уехал из полюбившегося ему Туркестана. Долгие годы подробности пребывания Есенина на этой земле были практически неизвестны любителям поэзии. Ликвидировать это белое пятно есенинской биографии взялись ташкентские краеведы, коллекционеры, энтузиасты и исследователи творчества Есенина. Помогло и то, что в столице Узбекистана жила и работала дочь поэта - журналистка Татьяна Сергеевна Есенина. Бережно сохранила архив рано умершего Александра Ширяевца его невеста Маргарита Костелова, охотно поделились своими воспоминаниями старые ташкентцы, встречавшиеся с Есениным в 1921 г. В фондах музея около 3000 экспонатов, в том числе автографы Сергея Есенина, прижизненные издания его произведений, фотографии и ряд личных вещей. Ценные рукописи и редкие документы передали в музей дети поэта и близкие ему люди. "У Есенина при жизни не было своего дома, - говорит народный поэт Узбекистана Эркин Вахидов, - не имея постоянной крыши над головой, он все время менял местожительство. Но на узбекской земле вот уже двадцать лет есенинский дом есть. Это дом с его постоянной пропиской... "

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: А был ли Есенин в Персии?
Чагин Пётр Иванович на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Чагин Пётр Иванович
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*