Богомилы это
Автор A-stra задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ
Что такое богомильство? и получил лучший ответ
Ответ от LordG[гуру]
Богомильство, согласно православным воззрениям - это христианская ересь раннего средневековья. Появилась в X веке в Болгарии, вскоре утвердилось в Византии, а оттуда распространилось на запад. Пройдя через Далмацию и, возможно, Италию, она в начале XII века достигло Франции.А согласно http://www.bible.com.ua/news/r/20737Современные исследования позволяют по-новому осмыслить то содержание, которое вкладывали в понятие «богомильство» и «мессалианство» в XII – XV вв. Византии, Болгарии и на Руси. По мнению М. Лося (Milan Loos) этим наименованием обозначали не только дуалистические ереси, но специфически монашеские отклонения от ортодоксии, проповедующие крайние методы аскетизма и презрение к материальному миру. Так противники Григория Паламы Акиндин и Варлаам Калабриец прямо обвиняют святителя и в мессалианстве и в богомильских взглядах. Акиндин в 1345 году упоминает некую монахиню Потану, которую Палама почитал, как пророчицу. Эта женщина согласно автору письма, была ученицей некого Георгия изгнанного с Афона за свои «мессалианские» еретические взгляды и жившего в Салониках. Византийский патриарх Каллист, принадлежавший к исихастской школе Паламы, сообщает о еретической монахине в Салониках, на этот раз по имени Ирина. Согласно Каллисту, несколько афонских монахов, оказавшись в Салониках, попали под ее влияние и принесли ересь обратно на Святую Гору. Как видно из этих сообщений, мессалианство XIV в. было тесно связано с монашеством, да и сам факт того, что обвинения в мессалианстве и богомильстве выдвигались против сторонников исихазма, позволяет предположить, что обвинители, хорошо знавшие эти движения, находили между мессалианством-богомильством и исихастской молитвенной практикой определенное сходство. Итак, есть основания считать, что в XIV – XV вв. в монашеских кругах Византии и соседних балканских стран, имелось неортодоксальное движение, характерной особенностью которого было непрестанное повторение «Иисусовой молитвы».[19]Богомильство, в начале своего существования исповедовало дуализм, предвечное сосуществование двух мировых начал – добра и зла. Добро связывалось с духовной стороной бытия, материальное объявлялось атрибутом злого начала. Богомильство в X – XIII вв. широко распространилось по всей Европе, вплоть до южной Франции, где еретики-дуалисты были известны под названием катаров и альбигойцев. На Балканах и в Византии богомильство просуществовало до турецкого завоевания. Исследователи отмечают, что в некоторых направлениях позднее богомильство «приближалось к пантеистическим и мистическим течениям, и его дуализм отступал на второй план, если не исчезал полностью».[20]Исихазм и богомильство-мессалианство главный акцент в религиозной жизни делало не на участие верующего в богослужении и таинствах, а на его личном аскетическом подвиге, его искусстве в специфической молитвенной практике, смысл которой состоял концентрации внимания на словах «Иисусовой молитвы». Как считает архиепископ Василий (Кривошеин), текст «Иисусовой молитвы» – «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас» - восходит к середине V в. Сама эта молитва считалась тайным занятием и устно передавалась от более старых монахов к более молодым. Кроме того, молитва сопровождалась особой психотехникой – «умным деланием», позволявшим достигать мистического экстаза.[21] В этой практике большое значение придавалось психосоматическим методам концентрации молитвенного внимания. Григорий Синаит описывает этот метод следующим образом: «С утра, сидя на седалище вышиною в одну пядь, изведи ум из головы к сердцу и держи его в нем согнись до боли и, сильно удручая грудь, плечи и шею, вздыхай непрестанно в уме и в душе: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»… Удерживай так же и дыхательное движение, потому что выдыхание, от сердца исходящее помрачает ум и рассеивает мысль».[22] По мнению психологов, концентрация внимания происходит одновременно с возрастанием мускульной энергии, так что мускульное напряжен
ссылка
еретическое движение
Появилось в X веке в Болгарии, вскоре утвердилось в Византии, а оттуда распространилось на запад. Пройдя через Далмацию и, возможно, Италию, она в начале XII века достигло Франции, откуда вскоре была вытеснена другими ересями. В Северной Италии катары богомильского толка сохранились до XV века, в XIV веке, после разгрома альбигойцев, богомильство было занесено и на юг Италии. В XIV веке богомилы образовали секту, которая существовала до XVII века.
Богомильство, еретическое движение на Балканах. Возникло в начале 10 в. , по-видимому, на территории Македонии под влиянием павликианства. Названо, по мнению большинства историков, по имени попа Богомила — предполагаемого основателя богомильства. Социальная программа богомильства: осуждение богатства, отрицание феодальной эксплуатации и государственной власти. Богомильство отвергало господствующую восточно-христианскую церковь, иерархию, храмы, таинства и обряды, совершаемые священниками (заменив их более простыми молитвами, совместными ритуальными трапезами) . Богомильство не признавало Ветхий завет, поклонение кресту, святым, мощам. В основе религиозно-философского учения богомильства лежало представление о двойственности мира, о постоянной борьбе в нём доброго и злого начал. Земной мир и тело человека богомилы объявляли созданными дьяволом, небесный мир и душу человека — проявлением доброго начала. В богомильских общинах различались «совершенные» , которые вели аскетический образ жизни, отрицали брак, и рядовые члены. Возглавляли богомильские общины «дедцы» — епископы. Упрочившись в Болгарии в 10 в. , богомильство распространяется в 11—12 вв. в Византии, в 12—13 вв. в Сербии и Боснии (в Боснии оно стало господствующей формой идеологии, превратившись в своеобразную церковь) . Под влиянием богомильства создались западноевропейские ереси (патарены, катары, альбигойцы) . Церковь и феодальное государство боролись против богомильства. Известна обширная литература, критикующая богомильство (пресвитера Козьмы, Евфимия Зигавена) . Византийский император Алексей I Комнин насильственно обращал богомилов в «правую веру» , их вождя Василия сжёг на костре. Его политику продолжал Мануил I, в Сербии — Стефан Неманя, в Болгарии — Борил (осуждение богомильства последовательно проведено в Синодике Борила 1211). В период зависимости Болгарии от Византии (11—12 вв. ) богомилы участвовали в восстаниях болгарского народа против византийского ига (1040, 1072), поддерживали борьбу болгарского государства против Византии в правление царя Калояна (1197—1207). Постепенно социальные тенденции в богомильстве ослабевали, и к 14 в. оно превратилось в религиозную секту, распространённую главным образом среди духовенства и городского населения. Богомилы сохранялись до 17 в. Уцелела обширная апокрифическая литература, созданная богомилами.
Богомильство зародилось в среде ультраконсервативных византийских монахов - энкратитов и постников.
Богомильское учение приняло часть доктрин, отвергнутых ортодоксальной христианской церковью - традуционизм, учение о зачатии и рождении Христа через ухо. Богомилы считают дьявола не творцом, а лишь устроителем мира.
Богомилов часто ошибочно смешивают с павликанами, вероятно, ввиду их болгарского происхождения.
Богомилы оказали существенное влияние на катаров и альбигойцев
Очередной клан иисусовцев