барма



Барма это

Автор Miyukinomiya задал вопрос в разделе Города и Страны

Каковы истоки легенды о том, что после строительства собора Василия Блаженного Барме и Ивану Ширяю выкололи глаза? и получил лучший ответ

Ответ от Olga Oussova[гуру]
Василий Яковлев, сын сапожника, прожил 70 лет и умер в середине 16 века. Его считали в Москве ясновидящим и целителем. А три года спустя после его смерти царь Иван Грозный велел построить храм в честь победы русских войск над Казанским ханством. А рядом был похоронен Василий Блаженный. И храм стали называть собором Василия Блаженного.
Есть и более известная легенда, к сожалению, страшная, связанная с собором. Когда храм был построен, Иван Грозный вызвал к себе архитекторов и спросил, могут ли они построить такой же или еще более красивый храм. «Можем» , — ответили те. «А вот и не сможете!» , — закричал царь-чудовище и велел выколоть глаза создателям собора Василия Блаженного, чтобы эта великая красота осталось единственной в русском царстве.
Поскольку все эти истории сохранила народная молва, документов об этом не осталось, то мы не знаем точно, правда это или вымысел. Более того: мы точно не знаем даже, два ли человека строили храм или Барма и Посник — два имени одного архитектора. Вы видите, сколько загадок таит наука история, и как интересно их разгадывать.
Храм сей, представляющий смесь готической и восточной архитектур, подал повод к притче, которая доныне в народе за достоверную передается: якобы Иоанн Грозный, почитая собор единственным в мире, приказал зодчему выколоть глаза для того, чтобы он другого подобного храма не выстроил. Уверяют, что Василий блаженный, подобно Николе Псковскому, не щадил Иоанна Грозного и с удивительною смелостию вопил на стогнах о жестоких делах царя. Но Василий блаженный преставился в 1552 г. , следовательно не дожил до эпохи Иоанна.
Апокриф гласит, что Иван Грозный, восхитившись собором Василия Блаженного, повелел выколоть глаза зодчим Барме и Постнику, чтобы они не могли скопировать своё произведение или, чего доброго, сотворить нечто ещё более прекрасное. Страшно представить, что было бы, если Иоанну IV собор не понравился.
Кто воплотил фантазии Ивана Грозного? Русский летописец сообщает: «А мастер был Барма с товарищи» . Рукописный сборник конца XVII — начала XVIII века: «Поставиша.. . церкви каменныя, близ мосту Фроловских ворот надо рвом. И потому дарова ему Бог дву мастеров русских, по реклу Постника и Барму, и быша премудрии и удобни таковому чюдному делу» . Сохранился царский указ от 15 декабря 1555 года, в котором «церковный и городовой мастер» Постник Яковлев командируется в Казань для отстройки разрушенного города. Довольно долго эти два Постника считались одним лицом, но другие данные позволяют говорить как об одном лице о Барме и Постнике — в одном документе встречается имя «Постника по реклу Барма» .
Одновременно со строительством собора в Москве (1554-1560) в Казани строились Кремль, Спасская церковь и Спасская башня Казанского Кремля (1555-1560), Никольский храм Успенского монастыря в Свияжске (1556), Успенский собор в Свияжске (1566). Строителем этих сооружений считается псковский мастер Постник Яковлев и каменщик Иван Ширяй. Возникает вопрос: мог ли один Постник Яковлев руководить масштабным строительством и в Москве и в Казани? Не было ли их всё-таки двое Постников — Яковлева и Бармы?

Ответ от Николай[гуру]
Колокольня Никольской церкви - самое высокое здание Свияжска. Сорок три метра. И вид отсюда потрясающий. Остров маленький. Все, как на ладони. Вон там Троицкая церковь, которая приплыла сюда на ладьях Ивана Грозного. Вон кафе-шашлычная. А вон дом купца Арбузова.
Поднимаясь по вертикальным лестницам под самую маковку храма, я случайно задел какую-то веревку и тут же замер от протяжного удара колокола. Печальный звук его проплыл над островом и затих. А ведь почти целый век Свияжск молчал.
Первый колокол вернулся в Успенский монастырь только десять лет назад. Вместе с монахами. За все время, прошедшее с тех пор, как в Свияжске установили памятник Иуде и разрушили семь храмов из двенадцати, это был для острова единственный хороший знак. И остров это понял. "Бога разрешили! " - шептала одна старушка другой в местном магазине. На эту сенсационную новость жители Свияжска откликнулись по-своему: собрали для монастырской братии тридцать пар калош. Грязи тут и впрямь хватает.
Однако столько калош монастырю не понадобилось. Сейчас здесь живет четыре монаха и шесть трудников. Примерно столько же человек пришло в Свияжск основывать монастырь и во времена Ивана Грозного, но тогда это считалось делом государственной важности и находилось под царским покровительством. Поэтому денег из казны не жалели, а для строительства храмов отрядили сюда Постника Яковлева Барму и его подручного Ивана Ширяя, которые до этого прославились возведением Собора Василия Блаженного.
Искусствоведы называют храмовый комплекс свияжского монастыря "белокаменным чудом", но на самом деле гораздо большее чудо в том, что Успенский собор и Никольская церковь просто уцелели. И ведь не только они. В Свияжске сохранились почти все храмы времен Ивана Грозного. А фрески лишь Успенского собора, датируемые шестнадцатым веком, занимают площадь в 1 800 кв. м. Кстати, на одной из них есть прижизненное изображение Ивана Грозного. Она называется "Поклонение жертве".
Вывод из всего этого напрашивается простой. Мастеровые Ивана Грозного на пустом месте за месяц сумели собрать целый город, а нашей партноменклатуре не хватило семидесяти лет, чтобы его разрушить.
ПО ПЛАНУ Кагановича в тридцатые годы в Москве решили убрать с Красной
площади главное украшение - Покровский собор. Решение это "оспорил" П.
Барановский, который взобрался на самый высокий купол собора и пригрозил
броситься вниз. Скандал не требовался, он просто был нежелателен.
Международный авторитет Барановского, потомка татарского рода
Туган-Барановских, и его готовность к самопожертвованию сохранили нам не
просто ансамбль Красной площади, а одну из консистенций ее ансамбля.
Собственно, что доминирует в ансамбле Красной площади? - Покровский собор.
Откуда он взялся? - Его воздвиг Иван Грозный.
По какому поводу? - Отразить архитектурным памятником покорение Казанского
ханства. И все!
(В Санкт-Петербурге тоже есть Казанский собор, но построен он совершенно по
другому поводу. )
Нет, известно, конечно, что его построили (потом достраивали) Барма и
Постник, которых Иван приказал ослепить, чтобы ничего подобного на земле не
повторилось. Историки говорят, что был только один зодчий - Барма Постник,
да и того никто зрения не лишал, потому что он (или ученики его школы)
позже принимал участие в постройке Казанского Кремля. Разумеется, легенду
об ослеплении зодчего придумал народ, чтобы лишний раз подчеркнуть
"грозность" своего царя. Но вот как сумели ослепнуть все мы? - это
серьезный вопрос. Ведь любому видно, что собор изначально замыслен и
построен в восточном стиле, которым русские мастера не владели, да и
владеть не могли: для этого надо родиться среди определенного народа,
вырасти там и обучиться архитектурным навыкам.

Ответ от Алексей Алиев[новичек]
Барма после завершения работ в Москве принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений. так что это миф

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Каковы истоки легенды о том, что после строительства собора Василия Блаженного Барме и Ивану Ширяю выкололи глаза?
Барма Иван на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Барма Иван
Бармы на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Бармы
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*