арабский струнный инструмент



теорба музыкальный инструмент

Автор Иринка задал вопрос в разделе Города и Страны

Музыкантши Египта. и получил лучший ответ

Ответ от ~ТАТЬЯНА~[гуру]
На фото: «ИНСТРУМЕНТАЛИСТКИ» Древний Египет. XVIII династия. XV в. до н.э. Оригинал: роспись из усыпальницы вельможи Нахта. Фивы.
Пояснение к фото: «На рельефе изображены юные жрицы, играющие на музыкальных инструментах — флейте, арфе и тиорбе (этот струнный инструмент делали из панциря черепахи, предполагают, что по звучанию он был похож на современное банджо)»
http://www.hnum.ru/sculpture/katalog_eg/Instrumentalistky/
Теорба - (франц. théorbe, téorbe, от итал. tiorba), щипковый музыкальный инструмент, басовая разновидность лютни.
http://www.referatu.ru/1/78/346.htm
Лютня (араб. Аль'уд - дерево) - струнный щипковый инструмент. Лютня ведет свой происхождение от уда - одного из древнейших и главных струнных инструментов арабо-иранской музыкальной культуры. В 16 веке были созданы разновидности лютни: более высокая по строю дискантовая пандурина и низкие, басовые - теорба и китаррон (архилютня).
[ссылка появится после проверки модератором]
Лютня (Laud, Laute, Lute… etc.) - струнный щипковый инструмент, широко распространённый в Европе в XV - XVII вв. Иконография инструмента этого периода подтверждает то, что лютня самый распространённый и излюбленный инструмент во многих западноевропейских странах. Лютню любят в Италии, Германии, Франции, Англии, Польше, и лишь в Испании конкуренцию ей составляет виуэла, а позднее, кроме Испании, ещё и во Франции - гитара. Происхождение лютни относят к глубокой древности. Подобные ей инструменты были известны за 2000 лет до н.э. Ими пользовались египтяне, персы, греки, римляне. И всё же из многочисленных разновидностей этих инструментов на формирование лютни, как инструмента определённой конструкции, наибольшее влияние оказал арабский уд. В VIII в., во время нашествия мавров, лютня, или по-испански лауд (от арабского аль-уд), приживается в Испании, вскоре она становится популярной в большинстве европейских стран. На протяжении XVI века выдвинулись блистательные творческие фигуры композиторов-лютнистов. Крупнейшими из них явились: Франческо Канова да Милано и Винченцо Галилей в Италии, Ханс и Мельхиор Нойзидлеры в Германии, Джон Дауленд в Англии, венгр по происхождению Валентин Грефф Бакфарк, Войцех Длугорай и Якуб Рейс в Польше. Во Франции наиболее крупные композиторы-лютнисты появились уже в XVII веке. В XVI - XVII веках получили распространение басовые разновидности лютни - теорба и китарроне.
Следуя теории древних греков арабы каждой струне лютни приписывали определенную эмоциональную функцию .Первая струна - зир (желтая)- соответствует желчному настроению; вторая - масна(красная) - сангвиническому темпераменту, третья - мислас(белая) флегматическому состоянию; четвертая - бам (черная) - черная меланхолия и, наконец, пятая - струна души.
http://tmn.fio.ru/works/122x/305/lut01.htm
Разновидности лютни:
Baglama (баглама) - струнный щипковый инструмент, по форме и конструкции соответствует своим собратьям: бузуки (buzuki), сазу (saz), лахуто (laghuto), ксило (xylo), ути (uti). Представляет собой лютню (грушевидный корпус) с длинным грифом и металлическими ладами. Один из наиболее важных струнных инструментов Турции, весьма распространен также в Греции.
Bazouki, bouzouki (бузуки; греч., тюрк. buzuki) - щипковый инструмент, используемый в греческой популярной легкой музыке, напоминает лютню с длинным грифом, но более короткой мензурой, чем у арабского танбура.
Guitarron (китаррон, итал. сhitarrone - большая гитара) - басовая лютня, также архилютня (итал. Arciliuti) - струнно-щипковый инструмент, семейство басовых инструментов, производных от лютни. Имеет длинный гриф, большое количество струн - грифовых и бурдонных (басовых), для которых на грифе располагаются две колковые коробки. Разновидности - теорба, торбан. КИТАРРОНЕ (китаррон) был распространен в Римской области Италии в

Ответ от Eli G[гуру]
На панно изображены арфистка, флейтистка и девушка, играющая на тиорбе (струнный инструмент из панциря черепахи). Музыка занимала важное место у египтян, на стенах фиванских гробниц есть множество изображений певцов, танцоров, музыкантов. Эти росписи передают нам не столько их искусство, сколько красоту и грацию.
ТЕОРБА. [ит. tiorba] — басовая разновидность лютни, вышедшая из употребления во 2-й половине 18 в.
Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.
На стыке 15 и XVI веков многие испанские, каталонские и португальские лютнисты наряду с лютней стали использовать виуэлу де мано («ручную виуэлу») , инструмент, который по форме близок к виоле да гамба и чей строй соответствует строю лютни. Виуэла под названием «виола да мано» в дальнейшем распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.
Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия) , основаннной норманским королем Роджером II. К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Музыкантши Египта.
Категория Арабские музыкальные инструменты на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Категория Арабские музыкальные инструменты
Теорба на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Теорба
Уд музыкальный инструмент на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Уд музыкальный инструмент
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*