апофатическое богословие



Апофатическое

Автор Ђимофеева задал вопрос в разделе Религия, Вера

Апофатическое богословие - в чем его уникальность? и получил лучший ответ

Ответ от Анфиса Кискина[гуру]
АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (Апофатизм) — негативный путь познания Бога в отличие от катафатизма и в дополнение ему. Христ. А. Б. имеет в святоотеч. мысли два течения. В одном (Климент Александрийский) , отрицающем возможность какого бы то ни было знания о Боге, по природе непостижимом, Бог познается не в том, что Он есть (т. е. не в соответствии с тварным опытом) , а в том, что Он не есть, в отвлечении от всяких определений и имен. Имена Божии: Единый, Благой, Разум, Сущий, Бог, Творец, Господь — не имеют значения имен в применении к Нему и употребляются лишь во избежании других обозначений, еще более унижающих абсолютную Непостижимость. Самое знание о непостижимости Неведомого Бога (Деян. 17, 23) дается лишь благодатью.
Др. течение, через Оригена, учившегося вместе с Плотином у Аммония Саккаса, связано с неоплатонизмом. Бог непостижим не по природе, а лишь в силу немощи нашего разума, затемненного плотью и связанного с чувств. образами и множественностью. У Оригена оно носит интеллектуальный характер и сводится к отрицанию в Боге всего, что относится к материи и множественности, дабы познать Его в абсолютной простоте, исключающей всякую сложность, — "чистейший Дух", "умную Природу", Монаду или Единицу. Ориген близок к учению Плотина и его школы о познании абсолютного Единства путем отвлечения от всего сущего и от себя, дабы в состоянии экстаза, став выше "сущности", созерцающий не противостоял Созерцаемому, но пребывало бы одно Божественное Единство. Эта апофатика сводится к отрицанию всего, что препятствует познанию Божественной Природы, положительно определимой как Единое.
Объединил оба течения автор Ареопагитик — Псевдионисий Ареопагит. В отличие от неоплатоников и Оригена, для которых отрицательное богословие не противополагается положительному, служа путем к соединению с Единым, Которое как Единство, все же может быть положительно определено, он отрицает всякую определимость Бога, даже характер предмета познания или незнания. С другой стороны, в отличие от Климента Александрийского и отчасти от великих каппадокийцев, он настаивает на реальном значении Божественных имен, обосновывая катафатизм. Положительный путь соответствует нисхождению Божества, в котором Оно Само открывается, становясь "всяческим во всем", тогда как отрицательный соответствует восхождению твари к своей Причине, то есть обожению, совершаемому силой Святого Духа. Первым путем Божество свидетельствует о Себе постижимо, вторым, творения, исполненные благодати Святого Духа, свидетельствуют о непостижимости Божественной природы.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Апофатическое богословие - в чем его уникальность?
Апофатическое богословие на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Апофатическое богословие
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*