Автор КаВаЙнАя НяШкА=))) задал вопрос в разделе Домашние задания
анализ сочинение лирического стихотворения пушкина я вас любил и получил лучший ответ
Ответ от Людмила[гуру]
Стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может... » опубликовано в 1829 году и относится к жанру элегии, в котором, по словам В. Г. Белинского, воплощается “благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное” начало зрелой любовной лирики поэта. В центре стихотворения переживания человека, охваченного неразделённой любовью, которая ещё живёт в душе как чувство, но смиряется по воле разума. Стихотворение подводит итог важному периоду жизни лирического “я”, когда надежды на взаимность, не оправдавшись, рухнули и на смену страсти приходит разум. Лирический герой понимает, что ему не суждено дождаться ответного чувства. Читатель ощущает драматизм безответной и гуманной любви, которой не свойственно чувство уязвлённого самолюбия. Напротив, лирический субъект исполнен заботой, желанием видеть предмет своей любви счастливым с другим. Поэтому в стихотворении три центральных образа: я, вы и другой. Чувства лирического “я” изображены наиболее полно и правдиво. Лирический субъект как бы сам убеждает себя, что его любовь — в прошлом, на что указывают глаголы в прошедшем времени.
Спокойно и сдержанно звучит первая строфа. В ней больше разума, чем чувства. Хотя любовь ещё “угасла не совсем”, но внешне это никак не выразится, потому что лирический субъект дорожит спокойствием возлюбленной и не хочет печалить её ничем, тревожить её душу своими чувствами.
Вторая строфа более экспрессивна. Вероятно, именно то, что любовь “угасла не совсем”, она всё-таки проявляется, вырывается наружу. Начало второй строфы звучит упрёком. Вряд ли можно было печалить возлюбленную своей любовью, если чувство и так было “безмолвно”, “безнадежно”, а встречи оставили только боль воспоминаний о своей “робости” и “ревности”. Кульминация в развитии чувства в финальных строчках стихотворения. Лирический субъект желает своей возлюбленной ещё раз встретить такую любовь, какую ей мог подарить он, чтобы с такой же силой и нежностью “любимой быть другим”. Обращение к Богу с просьбой ниспослать ей такую же любовь ещё раз подчёркивает благородство лирического “я”, его гуманность, великодушие и самоотверженность.
Образ высокого чувства создаётся поэтом предельно лаконичными художественными средствами. В тексте всего одна метафора — “любовь угасла”, практически нет других тропов. Поэтому художественная образность стихотворения связана с динамикой любовного чувства в прошлом, настоящем и будущем: “любил” — “не тревожит” — “любимой быть”. Текст стихотворения обладает тонкой синтаксической структурой. В нём три раза повторяется фраза “Я вас любил”. В первом случае она отделяется от основного текста смысловой паузой, что вместе с вводной конструкцией “быть может” придаёт ему настроение внутренней взволнованности, смятенности. В первых двух стихах лирический субъект как бы не знает, как ему начать свой монолог, но уже в третьем-четвёртом стихах его уверенность крепнет, появляется убеждённость, ведущая к чувству внутренней правоты и сдержанности. Повторение слов “я вас любил” дважды во второй строфе как бы противопоставляют пятый-шестой и седьмой-восьмой стихи. Хотя любовь лирического “я” не была внешне эффектной, хотя он “любил безмолвно, безнадежно”, скованный, томимый внутренней робостью и ревностью, в финальных строчках он говорит о силе своего чувства, которое могло бы принести счастье его избраннице. Интонации стихотворения отличаются ритмической упорядоченностью, однако при этом текст звучит совершенно естественно и задушевно.
Правдивость и искренность чувства, выраженного в стихотворении, приводит читателя к мысли о том, что истинную любовь невозможно уничтожить волей разума, но она только тогда станет благородным чувством, когда ею будет руководить желание сделать свою любимую счастливой, не мечтая об этом для себя.